Guest Dmitry

Методы психологического воспитания бойцов СпН

Recommended Posts

Guest Dmitry

В книге Ф. Заруцкого, Федора Тараса "Подготовка разведчика: Система спецназа ГРУ" приводятся примеры подготовки разведчиков: "... Опытный офицер спецназа С. делится своими методами психофизической подготовки разведчиков:
" ...Мы изготавливали чучело - манекен, одевали его в старую прыжковую форму, покрой которой стилизован под полевую форму одежды армии вкроятного противника, в нагрудный карман прятали какой-либо документ. После этого обильно поливали манекен кровью, а в расстегнутую куртку помещали кишки и другие внутренности. Всю кровавую атрибутику заимствовали у бродячей собаки. Вот этот-то "труп" и предстояло обыскивать разведчикам.
Надо сказать, что далеко не каждый способен запросто возиться в кровавом месиве кишек, но преодоление этого психологического барьера просто необходимо. Не менее важно воспитать в подчиненных готовность убить врага любым из изученных способов, для чего также может пригодиться бродячая псина. Психологически очень тяжело "грохнуть" низа что ни про что невинную тварь, но гораздо тяжелее будет ломать себя при необходимости совершить убийство мирного жителя, случайно обнаружившего группу в тылу противника.Многие солдаты не способны видеть даже сцену убийства. Я вспоминаю, как в марте 1984 года мы полетели на один из наших первых "облетов". После столкновения с противником я решил после обыска добить ножом тяжело раненого "духа". При виде этого рядовой М. чуть не свалился в обморок. Боец этот не проходил отбора в Союзе и тем более не готовился по программе психологической устойчивости. Чуть позже из-за него чуть не погибла вся группа. Когда на Него вышла группа мятежников, совершивших обходной маневр, он и его напарник М. бросили свои позиции и бежали.
Многие будут возражать по поводу убийства бродячих собак. Для того, чтобы убийство не было бесцельным, можно отработать еще один элемент воспитания психологической устойчивости. Мясо собаки вполне съедобно, и на полевом выходе возможно приготовление мясного блюда из собаки - однако не каждый сможет съесть это блюдо. Преодоление брезгливости - также немаловажный вопрос для выживания в экстремальных условиях. Чтобы выжить и продолжать выполнять поставленную задачу, солдат в мирных условиях должен научиться употреблять в пищу все, включая насекомых, лягушек и змей.
Среди людей, прошедших такую подготовку, значительно ниже процент подверженных поствоенному синдрому. Люди же, не готовые к мощному прессингу в виде лишений, смерти товарищей и необходимости убивать для того, чтобы не быть убитым самим, зачастую становятся пациентами психоневрологических диспансеров, либо попадают в исправительно-трудовые учреждения".
"
Кого, как воспитывали, какие методы и способы подготовки существуют? Хотолось бы услышать ваше мнение...


Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:

Я знаю только то что в центре пригладных исседований(ГШ) разработали метод "Воспитания" ,принцип которого состоит в том - что бойцов готовят грубо говоря не от меньшего к большему а сразу переходя к тяжелым испытаниям , или не тяжелым... Тоесть так чтобы воин был готов ко всему в любую минуту... Я щас обобщенно говорю,потому что нет когнкретного вопроса... я про спецназ вообще войсковой...

По поводу психдиспансеров - это недоработка призывной комиссии я считаю - они должны были определить вынесет ли солдат такую нагрузку или нет,прежде чем отправлять в такие войска.


Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:
Guest Dmitry

S.W.A.T. пишет:

Я знаю только то что в центре пригладных исседований(ГШ) разработали метод "Воспитания" ,принцип которого состоит в том - что бойцов готовят грубо говоря не от меньшего к большему а сразу переходя к тяжелым испытаниям , или не тяжелым... Тоесть так чтобы воин был готов ко всему в любую минуту... Я щас обобщенно говорю,потому что нет когнкретного вопроса... я про спецназ вообще войсковой...

По поводу психдиспансеров - это недоработка призывной комиссии я считаю - они должны были определить вынесет ли солдат такую нагрузку или нет,прежде чем отправлять в такие войска.


Психологически надо г7отовить не только спецназ, но и обычные подразделения войск... мало ли а вдруг война? ;)

Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:

Психологически надо г7отовить не только спецназ, но и обычные подразделения войск... мало ли а вдруг война?

Не, я не согласен....
Зачем строителям это...
Воевать должны те кого к этомо готовят и иерархия должна быть... она означает порядок.

Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:

Ну, психологическая подготовка разная и для каждого рода войск особая, а так лекцию проходить каждый солдат должен


Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:
Guest Dmitry

S.W.A.T. пишет:


Зачем строителям это...

Воевать должны те кого к этому готовят



Армия вообще недолжна ничего строить
Судя по последним войнам воюют все

Prof пишет:

Ну, психологическая подготовка разная и для каждого рода войск особая, а так лекцию проходить каждый солдат должен


Поэтому и хотелось бы узнать о разных методах и приемах психподготовки

Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:

Поэтому и хотелось бы узнать о разных методах и приемах психподготовки

Советую уточнить вопрос и создать отдельные темы для каждого - результат тогда гарантирован. Всё отдельно и понятно.

Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:
Guest Dmitry

S.W.A.T. пишет:

Советую уточнить вопрос и создать отдельные темы для каждого - результат тогда гарантирован. Всё отдельно и понятно.


Поэтому и спрашиваем какие методы существуют, а там посмотрим... :)

Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:
Guest Оленька

Проводится ли в спецназе и других войсках какая-либо психологическая подготовка. Имеется ввиду не методы ведения допроса и воздействия на пленного, а навыки психологического самоанализа,способность сохранять самообладание в стрессовых ситуациях. К примеру случай в нашем городе с колонной курсантов ВДВ, (все наверное в курсе), не знаю как оставшиеся в живых не разорвали этих "водителей" ,может как учили справились с чувствами, головой подумали и решили предоставить решать их судьбу суду? (дадут максимум 7 лет....а ребят уже не вернуть)

Если есть такая подготовка подскажите, и кстати как бы вы поступили на их месте?
Понимаю что может не в тему немного, но ситуации в жизни бывают разные, хочется научиться справляться со своими чувствами и думать головой, думаю советы на эту тему будут интересны и полезны всем.


Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:
Guest Prisoner

Подготовка имеется, походыв моргсамое начало (прям как у медиков). Затем есть такой вариант, делается макет человека, одевают в форму все чин-по-чину,затем берется дворняга, убивается и ее внутрренности и кровь служат внутренними органи "трупа". В карман трупа кладется "важный документ", сверху все брызгается и вываливаются внутренности собаки. Боец должен провести досмотр трупа на наличие важных документов. Скажу вам не приятная процедура. А собаку, в довесок, потом съедают, получается, кстати, очень даже вкусное мясо.


Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:

Prisoner пишет:

Подготовка имеется, походыв моргсамое начало (прям как у медиков). Затем есть такой вариант, делается макет человека, одевают в форму все чин-по-чину,затем берется дворняга, убивается и ее внутрренности и кровь служат внутренними органи "трупа". В карман трупа кладется "важный документ", сверху все брызгается и вываливаются внутренности собаки. Боец должен провести досмотр трупа на наличие важных документов. Скажу вам не приятная процедура. А собаку, в довесок, потом съедают, получается, кстати, очень даже вкусное мясо.


Prisoner не тормози(те) :) изучи(те) изначально первый пост темы....

Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:

Не знаю насчет централизованной психологической подготовки и какихто общих правил энтой самой подготовки, а у нас заставляли "молодых" бойцов собачек валить (ктото валит разным способом, ктото разделывает тутже пока тепленькая) потом в общий котел и на балобас.
А насчет военкоматовского отбора не уверен что он помогает потому как зачастую многое зависит от покупателя в отстойнике и при наборе в подразделение после карантина (тобиш КМБ).
Вообще помогает идеомоторная тренировка - это когда ты заранее в уме проигрываеш ту или иную ситуацию и как ты длжен в оной действовать ("это как утопающий хватается за соломинку" тобиш в стрессовой ситуации мозг человека начинает лихорадочно искать информацию подобных ситуаций иходя из личного опыта тут ему и подсовываются "фальшивые" воспоминания якобы имевшие место, которые вы обыграли в уме когдато заранее). Главное недо помнить чем реалистичнее вы себе представляете мыслеобраз (это так чтобы кровь в жилах забурлила и мышцы от импульсов мозга задергались) тем больше вероятность что действовать будете по проработанному шаблону.


Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:
Guest Prisoner

Сахандо, такая подготовка тоже проводится, иногда с участием профессиональных гипнотизеров. Но это не для солдат СпН ГРУ, это для "крутых ренджеров". Мы все по старинке, самый простой способ убить ни в чем не винное слабое и беззащитное существо, причем убить не испытывая эмоций (не показывая их, по крайней мере), тогда можно будет спокойно себя чувствовать с врагом


Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:

Prisoner пишет:

такая подготовка тоже проводится, иногда с участием профессиональных гипнотизеров. Но это не для солдат СпН ГРУ, это для "крутых ренджеров". Мы все по старинке, самый простой способ убить ни в чем не винное слабое и беззащитное существо, причем убить не испытывая эмоций (не показывая их, по крайней мере), тогда можно будет спокойно себя чувствовать с врагом


Видиш ли Братишка я в свое время закончил Физкультурный техникум так вот идеоматорная тренировка положена в основу тренинга спортсменов (не всех здесь много зависит от тренера).
Приведу пример:
две группы испытуемых занимающихся легкой атлетикой - одна тренируется по старинке, вторая с включением идеомоторики (полностью динамику исключать нельзя как это делают приверженцы по виртуальному каратэ, идеоматорика это не панацэя, а помошник) так вот через некоторое время проводятся контрольные занятия и вторая группа показывает результаты на несколько порядков выше чем первая. Это ФАКТ.
Вообще в армии эта практика в усеченной форме существуетдавно (это когда тебе перед заступлением на пост долдычат твои обязанности и действия при выполнении оных, вроде внушения. Только понимания с твоей стороны маловато потому как думаеш "Да знаю я все чо вы меня лечите, уже от зубов отскакивает")
Задача при идеоматорике не просто повторить словесно, а образно представить по возможности до мелочей и чем ярче тем лучше чтоб в подкорку забивалось, как у бывалого бойца на обстрел позиций действия на инстинкте зачастую осознание приходит после выполнения движения.
Такчо это по сути индивидуальная подготовка каждого самостоятельно. Если кого интересует попробую расписать поподробнее.

Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:
Guest komers

На самом деле мне кажеться ,что о психологической подготовке бойцев у нас меньше всего думают.....По моему научиться убивать и выживать может практически каждый,но вот оставаться нормальным после боевых действий удаеться далеко не каждому.Психологическая подготовка должна заключаться в том чтобы возвращаться после ОБУЧЕНИЯ и боевых действий таким же как и был до этого!Я знаю 1 спецназовца и у 2-х моих подруг мужья спецназовцы так вот у всех у них урыша в край сьехала во время службы!Когда трезвые то еще нормально,но вот во время пьянки лутше с ними лутше не связываться :lol:


Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:

Prisoner пишет:

Распиши, пожалуйста.

Название упражнения происходит от греческого слова idea — «образ» и латинского motor — «приводящий в движение». Психология объясняет идеомоторный акт как появление нервных импульсов, обеспечивающих какое-либо движение при представлении об этом движении. Это явление было известно еще И. П. Павлову, который в книге «Двадцатилетний опыт объективного изучения ВНД (поведения) животных» писал: «Давно было замечено и научно доказано, что, раз вы думаете об определенном движении... вы его невольно, это не замечая, производите».
Идеомоторная тренировка (ИТ) состоит в сознательном представлении техники движений. В идеомоторной тренировке принято выделять три основных функции представлений: программирующую, тренирующую и регуляторную. Первая из них базируется на представлении идеального движения, вторая - на представлениях, облегающих освоение навыка, третья - на представлениях о возможной коррекции, контроле движений и связях отдельных элементов. Идеомоторная тренировка более всего эффектна для повышения скорости движений (до 34%), точности (6-18%).
Образ движения (представление о движении) вызывает само движение, что проявляется в идеомоторных актах — микродвижениях мышц, ответственных за выполнение данного движения в целом. Идеомоторные акты были известны ученым еще в XVII веке, но экспериментально стали изучаться лишь в конце XIX века. Первые экспериментальные исследования, проведенные М. Шаврелъ, Дж. Бредом, Д. Менделеевым, а в спорте — П. Ф. Лесгафтом, А. Ц. Пуни, Р. С. Абельской, А, А. Белкиным, Г. Д. Горбуновым, П. В. Бувдзеном и др., показали, что чем ярче и полнее представляет человек желаемое движение, тем легче и точнее оно воспроизводится в реальной спортивной деятельности. На основе ИТ в 1970-е годы возник новый метод ментального психотренинга, получивший название «мысленной репетиции» предстоящего соревнования.
Мысленная репетиция (МР). Как пишет В. П. Некрасов с сотрудниками, «оптимальное психическое состояние не является подарком судьбы. Требуется систематическая работа над собой для того, чтобы уметь управлять своими эмоциями и чувствами, снимать влияние психологического груза временных неудач, боязни предстоящей деятельности». Этой цели лучше всего соответствует метод мысленной репетиции, широко используемый в практике психологической подготовки спортсменов высокой квалификации. Примером эффективности этого метода может служить психологическая подготовка известного немецкого теннисиста Бориса Беккера, который, начиная с 14-летнего возраста, часами «прокручивал» в воображении мысленные картины его предстоящих встреч со звездами мирового тенниса в положении лежа после просмотра очередной видеозаписи с участием звезд тенниса. Метод мысленной репетиции успешно используется для адаптации психики спортсменов к условиям предстоящего соревнования в сочетании с ментальным видеотренингом (просмотр видеозаписей соревнований).

Первые исследования и теоретическое обоснование идеомоторных реакций сделали видные ученые: М.Фарадей, М.Шеврель, Дж.Брэд, Д.Менделеев, В.Карпентер и др.
В простом опыте с удержанием в руке шнура, к концу которого подвешен груз, М.Шеврель обнаружил, что при напряженном "думании" о движении маятника по часовой стрелке груз начинает двигаться именно в этом направлении, описывая круг. Испытуемый совершает рукой едва заметные движения, не замечая их сам. М.Фарадей в опытах с помощью физической регистрации доказал, что руки участников спиритических сеансов сообщают столу ряд бессознательных идеомоторных толчков. Это подтвердил и Дж.Брэд, который отмечал, что стол приходит в движение только тогда, когда этого ждут участники сеанса: если же их внимание отвлечено, то движения не происходит. Д.И.Менделеев на манометрическом столе точно зарегистрировал каждое, даже самое слабое давление на него рук и тем самым доказал существование идеомоторного акта. Американский врач Г.Бирд выпустил небольшую брошюру "О психологических основах чтения мыслей". Затем В.Карпентер в Англии и В.Прейер в Германии независимо друг от друга и не зная о брошюре Г.Бирда дали одинаковые объяснения этому феномену.
Исследуя вопросы связи между выражением лица и деятельностью мимических мышц, П.Ф.Лесгафт также описал идеомоторные реакции. В 90-х годах прошлого века комиссия Российского общества экспериментальной психологии пришла к выводу, что так называемое чтение мыслей есть не что иное,
как "чтение мускулов", т.е. расшифровка минимальных мышечных движений. Позднее А.Леманн, используя кимограф, записал кривые идеомоторного акта, а И.М.Сеченов, наблюдая себя, установил связь между внутренней и внешней речью и наличие идеомоторных речевых движений.
В научных трудах И.М.Сеченова (1863), Л.Левенфельда (1903), И.Р.Тарханова (1904), В.М.Бехтерева (1925), И.П.Павлова (1951) есть ряд примеров тому, как яркое представление и самовнушение влияют на сосудо-двигательную систему, различные телесные и многие вегетативные процессы и вызывают галлюцинации, истероидные конвульсии, нередко со смертельным исходом. Так, при воображении мороза даже в тепле появлялась "гусиная кожа", при воспоминании об отвратительном - тошнота и гримасы, при мысли об ужасном - дрожь в теле, стигмы, припадки. Описан случай, когда у впавщей в религиозный экстаз девушки появились на руках и ногах кровоточащие язвы именно на тех местах, которые соответствовали ранам распятого Христа.
В 30-е годы Е.Джекобсон опытами с применением электрокардиографической регистрации импульсов возбуждения описал гальванографические изменения в мышцах, наступающие при воображаемых действиях. Гальванометрическая картина мышечных потенциалов оказалась почти полностью тождественна при воображаемом и реальном действии (в первом случае обнаруживается лишь более низкий вольтаж). Особенно детально этот вопрос изучал Е.Джекобсон в связи с проблемой упражнения мышечного чувства. Была доказана необходимость двигательных представлений для появления идеомоторного акта. При этом отмечалось, что импульсы посылаются в мышцы по пирамидным нервным путям теми корковыми нейронами, с деятельностью которых связано переживаемое двигательное представление.
Исследуя нервно-мышечные реакции на воображаемую работу у хорошо тренированных в расслаблении мышц испытуемых, Е.Джекобсон отмечал, что представление вызывает реальное, хотя и слабое, сокращение работающих мышц. Напряжение мышц ощущается, движения же не замечается. Микродвижения руки соответствуют характеру представляемого действия: при представлении одиночного броска мяча на механограмме отмечается одиночное сокращение мышц, при представлении ритмических движений регистрируются ритмические мышечные сокращения. Во время " работы" одной руки мышцы другой остаются пассивными.
Идеомоторные акты прекрасно иллюстрируют идею И.М.Сеченова о том, что мысль есть рефлекс, более или менее заторможенный в своей последней, двигательной части, рефлекс с ослабленным концом, причем дуга такого рефлекса проходит через нейроны "органа психики" - коры больших полушарий мозга. И.М.Сеченов показал, что раздражение афферентных клеток непременно вызывает соответствующие движения.
Многочисленные исследования отечественных и зарубежных физиологов и клиницистов показывают, что в период непосредственной подготовки к предстоящей деятельности под влиянием только двигательных представлений изменяется функциональное состояние многих систем организма, которые участвуют в реальном осуществлении двигательного акта. Так, при представлении о действии увеличивается кровообращение (И.Р.Тарханов, 1904, Е.Вебер, 1810). Если загипнотизированному при легкой работе внушают, что она тяжелая, то утомление и сдвиги со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем развиваются соответственно внушенной, а не реальной работе (Д.Н.Шатенштейн, 1936). "Мнимое питье" влияет не только на функционирование центрального и рефлекторного аппаратов, регулирующих явление "жажда", но и на все распределения воды в организме (К.М.Быков, АД.Слоним, 1958). Было выявлено, что двухминутная воображаемая работа изменила моторную хронаксию испытуемых (т.е. возбудимость и лабильность периферической нервной системы в сторону повышения (В.В.Ефимов, А.Д.Жучкова, 1937). Сопоставление частотных и амплитудных соотношений в полученных одновременно при мышечной работе электроэнцефалограммах и электромиограммах показывает изменение мозговых потенциалов в связи с одним только представлением о работе и в состоянии готовности к ней (П.И.Шпильберг, 1941).
Теоретическое объяснение физиологических механизмам идеомоторных реакций было дано И.П.Павловым. Он писал: "Давно было замечено и научно доказано, что раз вы думаете об определенном движении (т.е. имеете кинестезические представления), вы его невольно, этого не замечая, производится".
Кинестерические клетки больших полушарий, возбуждаемые движением с периферии, могут раздражаться, центрально и посылать через соответствующую клетку импульса к периферическому органу. При раздражении слабым электрическим током определенных пунктом поверхности двигательной области коры больших полушарий возникают строго определенные скелетные движения. Следовательно, "кинестезическая клетка, раздражаемая определенными пассивными движениями, производит то же движение, когда раздражается не с периферии, а центрально."
И.П.Павлов отмечал, что кинестезические клетки могут связываться с любыми другими клетками (слуховыми, вкусовыми и т.п.) и процесс между ними может "двигаться туда и обратно". В силу такой связанности кинестезических клеток двигательного анализатора с клетками многих других анализаторов зрительное восприятие предметов и восприятие речи вызывают оживления следов целой системы временных связей в области двигательного анализатора, соответствующей системе ранее выполнявшихся движений. В результате по механизму центрального возбуждения кинестезических клеток коры возникает и представление об этих движениях.
Возникшее возбуждение кинестезических клеток распространяется на клетки двигательного, речедвигательного и других анализаторов. Отсюда импульсы передаются к "рабочим органам" - мышцам, внутренним органам и вызывают соответствующие внешние реакции.
Таким образом, основу идеомоторного акта составляют двигательные представления. При этом в минимальные движения переходят не только бессознательно возникшие, но и сознательно вызванные представления. Это повторное сознательное возбуждение определенных кинестетических клеток как при выполнении реальной работы, так и при мысленном ее воспроизведении подкрепляет и усиливает межцентральные взаимосвязи, что способствует более быстрому образованию двигательного стереотипа.
В свете учения И.П.Павлова о первой и второй сигнальных системах обнаруживаются механизмы и особенности следовых явлений в двигательном анализаторе, выступающие, в частности, в форме идеомоторного акта.
Опираясь на учение А.А.Ухтомского о доминанте, возбуждение кинестезических клеток в коре, связанное с двигательными представлениями, можно охарактеризовать как доминантный очаг, который усиливается и подкрепляется добавочными импульсами мышц в результате тех минимальных мышечных сокращений, которые возникают при идеомоторном акте.
Условнорефлекторная природа идеомоторных реакций подтверждается результатами ряда электроэнцефалографических (ЭЭГ) исследований. При этом идеомоторный акт можно представить как замыкающийся в кольцо цепь изоритмических реакций. Центральное возбуждение моторной области коры больших полушарий головного мозга вызывает микросокращения мышц, возникающее же при этом возбуждение проприорецепторов становится источником периферических импульсов в кору головного мозга. Таким образом, можно выделить четыре основных элемента механизма идеомоторного акта:
1) предварительное восприятие движения и связанное с ним возбуждение кинестезических клеток;
2) возникновение образа двигательного представления и связанного с ним возбуждения, аналогичного тому, которое имело место при восприятии;
3) возбуждение в моторных клетках, возникающее на основе временных связей их с кинестезическими клетками;
4) передача возбуждения к мышце и ответная рабочая реакция.
С точки зрения нейрофизиологии тренирующий эффект представления является следствием закрепления определенных связей в функциональной динамической системе при многократном мысленном выполнении конкретных действий точно так же, как это происходит при их многократном практическом повторении.
Следовательно, тренирующий эффект представлений связан с подкреплением двигательной доминанты в нервных центрах и с дополнительным воздействием обратной афферентации, возникающей при реальном исполнении движения.
На производстве идеомоторные акты часто бывает причиной многих ошибочных действии и даже несчастных случаев. К.К.Платонов (1962) приводит интересные примеры, когда у ученика шофера мысль: "Сейчас наскочу на столб" - иногда реализуется в ошибочных движениях вместо поправочных. Есть основания считать, что некоторые случаи столкновения самолетов в воздухе, а также произвольного преждевременного выдергивания кольца при парашютных прыжках вызваны подобным же проявлением идеомоторики. В то же время многочисленные эксперименты указывают на существенное влияние кинестезических представлений и ощущений на правильную регуляцию рабочих движений.
Ряд исследований показывает возможность использования идеомоторных реакций для создания биоэлектрических систем управления. Так, для целей управления были использованы биотоки скелетных мышц, а также сердечной мышцы и мышц, управляющих дыхательными движениями.
В 1956 г. был сконструирован протез металлической руки человека, управляемый биотоками мышц, сгибающих и разгибающих пальцы.
В Политехническом музее имеется модель электропоезда, которым может "мысленно" управлять любой: хитроумный механизм и руку человека связывает тонкий провод, по которому передаются биотоки.
Основоположник кибернетики Норберт Винер писал о возможности совершенно нового, непосредственного контакта человека с машиной, о создании систем, в которой невиданные механические конструкции будут подчиняться мозгу, как мышцы живой руки.
В авиации большое значение придается развитию "летного чувства". Исследователи указывают на важность предварительного "розыгрыша полета" у летчиков и отмечают, что воображаемые полеты способствуют автоматизации последовательности действий и порядка воспитания летных навыков у курсантов.
Первые экспериментальные работы по идеомоторной практике в учебно-тренировочном процессе спортсменов были выполнены в СССР. А.Ц.Пуни, начиная с 1940 г., на протяжении многих лет проводил исследования на спортсменах различной специальности. Он отмечал, что выполнение спортивных упражнений как в процессе тренировки, так и на соревнованиях проходит значительно эффективнее, когда практическому выполнению упражнения предшествует "мысленное" выполнение. По его исследованиям, в результате тренировки путем представления движения у испытуемых спортсменов повышались: скорость движения на 34%, точность в пределах от 6,4 до 16,8% и мышечная сила кисти на 34%. В 1967 г. А.Ц.Пуни выдвинул положение о полифункциональном характере представления движения.
Л-Халверсон (1949), проведя исследования на баскетболистах, изучающих бросок одной рукой мяча в корзину, сделал вывод, что приблизительно 500-разовое идеомоторное воспроизведение этого действия повысило результат на 13,4%. В.Твиннинг в 1947 г. провел аналогичные исследования на спортсменах, бросающих кольцо в цель. В контрольной группе, где не проводился специальный тренинг, улучшения результата не было отмечено. В этом же исследовании группа испытуемых, использовавшая лишь идеомоторную тренировку, повысила свои результаты на 36%, а группа, тренировавшаяся практически - на 37%. В 1952 г. По данным Е.Трассела (1953 г.) сочетание одной недели идеомоторной тренировки с двумя неделями физической при жонглировании теннисным мячом дало такой же результат, что и физическая тренировка в течение трех недель. Аналогичные результаты у теннисистов получили Р.С.Абельская (1955) - после мысленного проигрывания ими действий в процессе решений тактических задач - и Р.Уилсон (1960) - при обучении удара слева и справа.
Во многих работах указывается, что действенное улучшение может быть достигнуто только при сочетании идеомоторной и физической тренировки. При этом влияние идеомоторной тренировки на формирование умений и навыков наиболее эффективно, когда обучаемый предварительно ознакомлен с упражнениями и действиями или имеет определенный двигательный опыт. В то же время отдельные исследования (Д.Джонс, 1963; А.А.Белкин, 1965) показывают, что посредством только идеомоторной тренировки можно в глубокой форме овладеть новым упражнением (совсем незнакомым действием) без предварительного его выполнения. Но этой способностью обладают только отдельные высококвалифицированные спортсмены. Рядом исследований установлено, что идеомоторная тренировка дает возможность установить ошибки или переделывать уже усвоенный двигательный навык, а может сопровождаться эффектом, если мысленное выполнение действия недостаточно точно и тщательно.
Итак, головной мозг - орган, где формируется программа будущего движения, а остальные системы организма, в первую очередь опорно-двигательный аппарат, выполняют намеченную программу. От того, насколько успешно функционируют программирующая и исполняющая системы, и от того, насколько хорошо они взаимосвязаны, зависит качество конечного результата нашей деятельности.
Для того чтобы мысленные образы будущего движения воплощались предельно эффективно, надо правильно пользоваться ими. Причем пользоваться совершенно сознательно, активно, а не просто полагаться на те процессы, которыми природа одарила наш организм. Представление, как психический процесс, подчиняется определенным законам.
Первое положение - чем точнее мысленный образ движения, тем точнее, "чище" выполняемое движение.
Второе положение - идеомоторным называется лишь такое представление, при котором мысленный образ движения обязательно связан с мышечно-суставным чувством человека.
Мысленные представления могут быть "зрительными". В этом случае человек видит себя как бы со стороны, будто на экране телевизора. Надо хорошо уяснить, что такие "зрительные" представления обладают очень малым тренировочным действием. Ведь в этом случае импульсы, рожденные в головном мозгу, почти не передаются на мышцы, которые должны выполнять задуманное движение. Поэтому работа идет как бы вхолостую, не возникает достаточной активности в соответствующих мышцах. В этом можно убедиться и на опыте с висящим грузом. Мысленно представьте себя как бы в "зеркале", "посмотрите" на себя со стороны и попытайтесь, глядя на тот, "зеркальный", висящий сбоку груз, представить, что он раскачивается, - получится намного хуже.
Рассогласованность между программирующим органом - головным мозгом и исполняющим аппаратом - мышцами и суставами особенно хорошо заметна во время наблюдении за обнаженным телом неподвижно сидящего или лежащего с закрытыми глазами человека. В тех случаях, когда он мыслит идеомоторно, "пропускает" представления о движении "через себя", в его мышцах довольно отчетливо видны микросокращения и микрорасслабления. Если же представления имеют чисто зрительный характер, то никаких микродвижений в мышцах не возникает, хотя человеку кажется, что он "пропускает" мысленные представления через свой организм. Следовательно, наблюдая за мышцами человека во время идеомоторной тренировки, можно легко выяснить, насколько его мысленные представления о том или ином техническом элементе достигают цели.
Третье положение - исследования ряда авторов, в частности АД.Пуни, Ю.З.Захарьянц и В.И.Силина, Е.Н.Суркова и др. доказали, что эффект воздействия мысленных представлений заметно возрастает, если их облекать в точные словесные формулировки. Надо не просто представлять то или иное движение, а одновременно проговаривать его суть про себя или шепотом. В одних случаях слова нужно произносить параллельно с представлением движения, а в других - непосредственно перед ним. Как поступать в каждом конкретном случае, - подсказывает практика. В том, что слова заметно усиливают эффект мысленного представления, легко убедиться во время опыта с висящим на пальце предметом. Если не просто представлять, что груз начинает раскачиваться, предположим, вперед-назад, а начать произносить слова "вперед-назад" вслух, то амплитуда колебаний сразу же увеличится.
Четвертое положение - начиная разучивать новый элемент техники, надо представлять его исполнение в замедленном темпе, так, как мы это видим при демонстрации кинопленки, заснятой рапид-методом. Замедленное промысливание технического элемента позволит точнее представить все тонкости изучаемого движения и вовремя отсеет возможные ошибки.
Пятое положение - при овладении новым техническим элементом мысленно представлять его лучше в той позе, которая наиболее близка к реальному положению тела в момент выполнения этого элемента.
Когда человек, занимаясь идеомоторикой, принимает позу, близкую к реальному положению тела, возникает гораздо больше импульсов от мышц и суставов в головной мозг, которые соответствуют реальному рисунку движения. И головному мозгу, программирующему идеальное идеомоторное представление о движении, становится легче "связываться" с исполняющим аппаратом - опорно-двигательным. Другими словами, у человека появляется возможность более осознанно отрабатывать необходимый технический элемент.
Вот почему так полезны тренажеры, позволяющие принимать самые различные позы, особенно, где движения часто происходят в воздухе, после отрыва от точек опоры. Побывав в состоянии своеобразной невесомости человек начинает лучше чувствовать тонкие элементы техники движения и лучше представлять их.
Шестое положение - во время идеомоторного промысливания движения оно иногда осуществляется настолько сильно и явственно, что человек начинает невольно двигаться. И это хорошо, так как говорит о налаживании прочной связи между двумя системами - программирующей и исполняющей. Поэтому такой процесс полезен - пусть тело как бы само по себе включается в исполнение того движения, которое рождается в сознании. Такую картину приходилось видеть наиболее часто при занятиях с фигуристами. Стоя на коньках с закрытыми глазами, они неожиданно для себя начинали плавно и медленно двигаться вслед за мысленными идеомоторными представлениями. Как они говорили, их "ведет".
Вот почему в тех случаях, когда идеомоторные представления реализуются не сразу, с затруднениями, можно рекомендовать сознательно и осторожно связывать идеомоторные представления с соответствующими движениями тела и таким способом соединять мысленный образ движения с мышцами, выполняющими его.
Несколько слов о так называемых имитациях. Имитируя, выполняя как бы в намеке реальное движение или часть его, человек помогает формированию более четкого представления о нужном ему техническом элементе, идя, так сказать, от периферии, от мышц, к центру, к головному мозгу. Так что имитация самых разных движений, которую нередко можно увидеть во время разминки - хорошее подспорье в подготовке к выполнению того или иного трудного упражнения.
Но, имитируя, нужно сознательно связывать исполняемые движения с их мысленным образом. Если же имитации проводить формально или думать о другом, пользы имитирующие действия не принесут.
Седьмое положение - неправильно думать о конечном результате непосредственно перед выполнением упражнения. Это одна из довольно распространенных ошибок.
Когда в сознании доминирующее положение занимает забота о результате, она вытесняет самое главное - представление о том, как достичь этого результата. Вот и выходит, что, например, стрелок думает о том, что ему необходимо попасть в "десятку", эта мысль начинает мешать точным представлениям о тех технических элементах, без выполнения которых попасть в "десятку" просто невозможно. Поэтому он и не попадает. "Перестарался, очень хотел", - говорят в таких случаях, забывая о том, что для достижения желаемого результата надо думать не о нем, а опираться на мысленные образы тех действий, которые ведут к этому результату.
Итак, в умении непосредственно перед выполнением движения представить его идеомоторно и точно, назвать исполняемое движение соответствующими точными словами - и заключается суть "идеомоторного принципа построения движений".
Подведем основные итоги. Итак, чтобы достичь высокой точности движения, надо:
во-первых, создать предельно точный мысленный образ данного движения, на первых порах хотя бы зрительный;
во-вторых, перевести этот образ, сохраняя его высокую точность, на рельсы идеомоторики, то есть сделать движение таким, чтобы вслед за его мысленным образом начали (пусть еле заметно) функционировать соответствующие мышечные группы;
в-третьих, подобрать программирующее словесное оформление хотя бы для наиболее главных - опорных - элементов в отрабатываемом движении.
К четвертому этапу - физическому исполнению движения - можно переходить только после того, как будут выполнены предыдущие условия, после того, как идеомоторный образ движения станет точным и устойчивым и будут хорошо "размяты" мышцы, которым предстоит выполнить намеченное движение.
Соблюдение такого принципа построения движений, как показывает практика, избавляет от многих осложнений и дает нужный результат намного скорее, чем обычный метод "проб и ошибок".
А теперь несколько слов об идеомоторных тестах.
Экран-мишени, ростометры, сантиметровые рулетки регистрируют данные (до 1 мм), по которым можно судить о тренирующем эффекте различных идеомоторных заданий. Например, на специальном стенде, с учетом роста испытуемого, крепится лист бумаги с начерченной в середине окружностью диаметром 15 мм).
Испытуемый, стоя на расстоянии 0,5 м от мишени, после пробных попыток и предварительной идеомоторной тренировки, выполняет без зрительного контроля пять уколов в мишень. Аналогично проводится и тест на выполнение из основной стойки шага вперед по начерченной на полу линии (расстояние 50 см от исходной позиции) и поднимание ноги на высоту 50 см из положения стоя у опоры боком к ростометру. Ошибки фиксируются по данным, полученным после вычисления отклонений точек-"уколов" от центра круга и носка ступни от контрольной отметки на полу или на ростометре (в мм).
Тренирующий эффект представления движения определяется по улучшению результата в сравнении с выполнением контрольных действий с помощью зрения и без него.
А теперь еще несколько слов об обучении идеомоторным феноменам.
Процесс обучения идеомоторному методу надо строить на основе общеизвестных дидактических принципов, а также учитывая ряд специфических принципов:
1. Принцип мотивированной заинтересованности. Он предполагает привитие серьезного отношения к методу. Если не удается создать глубокого и устойчивого интереса к методу, он не даст ожидаемого эффекта.
2. Принцип универсальной эффективности. Актуализация двигательных представлений - действенное средство саморегуляции неблагоприятных эмоций. Идеомоторная подготовка воспитывает ряд необходимых нтеллектуально-волевых качеств (способность к сосредоточению, интенсивность и устойчивость внимания, склонность к самонаблюдению, самоанализу и самооценке), развивает познавательный интерес и творческое отношение.
3. Принцип доминирующей эффективности. В наибольшей степени тренирующий эффект проявляется в овладении пространственными характеристиками движения, затем временными и, в определенной, степени силовыми. При этом чем сложнее двигательное действие по своей кинематической структуре и координации, тем более необходимым становится применять идеомоторную подготовку.
4. Принцип отсроченного эффекта. Первые занятия на начальной стадии обучения не всегда сопровождаются тренирующим эффектом. Это происходит из-за отсутствия достаточно полной пpoграммы представления движения. Начинающие использовать идеомоторный метод на первых этапах могут отставать в темпах научения. Однако вскоре, когда двигательно-мышечные представления приобретают отчетливость и устойчивость, они значительно обгоняют учеников, тренирующихся по обычной методике, без использования идеомоторики.
5. Принцип содержательной эффективности. Содержанием идеомоторного воспроизведения может явиться все движение или действие от начала до конца со всеми деталями и двигательными компонентами (пространственными, временными и силовыми); все движение (но обобщенно и свернуто); наиболее трудные, узловые моменты действия; только его начало и конец. При этом на фоне индивидуального своеобразия вариантов выявляется устойчивая закономерность: наибольший реальный тренирующий эффект представления движения достигается при идеомоторном воспроизведении в двигательно-мышечных образах узловых моментов действия, его результативной сути.
6. Принцип моделирования. Эффективность идеомоторного воспроизведения усиливается в условиях реального моделирования действий. Манипулируя моделью (проволочной, пластмассовой, графической, макетом) человек стремится техническую модель (образ движений) воплотить в реальном движении, фиксирует в нем основные результативные моменты или позы. Тренер при этом всегда может получить необходимую информацию, какой образ складывается или уже сложился в сознании ученика, соответствует ли желаемое действительному. Результатом таких действий является создание и закрепление у ученика и тренера оптимальной модели.
7. Принцип базирования. Многократное и длительное идеомоторное воспроизведение движения или действия утомляет нервные центры. В итоге двигательные представления теряют свою яркость и четкость, становятся беспорядочными, расплывчатыми, что значительно снижает результативность идеомоторной тренировки. Поэтому целесообразно мысленно повторять идеомоторное задание 4-5 раз, а задание, содержащее сложные и длительные упражнения - однократно.

Задание. Опыт с маятником. Для того чтобы увидеть конкретное проявление идеомоторного акта, проведем небольшой опыт. Сделайте маятник из нитки длиной 15—30 см и небольшого предмета, например ключа, привязанного к одному концу нитки. Нарисуйте на листе бумаги круг, разделенный на четыре сектора двумя пересекающимися под прямыми углами линиями. Если поставить локоть руки на стол и взять свободный конец нитки большим и указательным пальцами, то маятник будет совершать произвольное движение по отношению к кругу в том направлении, на котором вы сосредоточились. Вот вы представили себе движение маятника по часовой стрелке, по нарисованному на бумаге кругу. Висящий предмет действительно начинает такое движение, хотя вы держите конец нитки совершенно спокойно. Представьте себе предельно точно любое Движение маятника, сконцентрируйтесь на этом представлении. Как бы спокойна ни была ваша рука, маятник начнет совершать ожидаемое движение.
У одних этот опыт получается сразу, если они пристально смотрят на груз и сосредоточивают себя на представлении, как этот груз должен двигаться; у других эксперимент проходит лучше, если они представляют желательное движение маятника с закрытыми глазами.
Этот опыт служит убедительным доказательством реального существования идеомоторного акта — мысленно воображаемые образы вызывают физические реакции организма, реализующие эти образы.

Это нарыто отовсюду, в том числе из конспектов времен учебы в ТФК.
Можно и по другому - исходное положение стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль тела, глаза закрыты. Полностью расслабиться. Представить что у тебя в к затылку прикреплена веревка за которую тебя тянут с постоянно нарастающей силой или представь, что ты падаеш назад. Если весе правильно
сделал то эффект будет полный :).

По простому можно сказать так:
когда человек засыпает или спит у него вдруг начинают двигаться конечности (особенно в фазе "быстрого сна"когда картинки особенно яркие) в темп сновидения (бежит дерется и т.д.). Это проявление нервных импульсов от головного мозга к мышцам. Факт из газет - один боец из "Иностранного легиона" Франции по возвращении из зоны боевых действий задушил свою жену. Ему приснилось что он врукопашную схлестнулся с противником, после непродолжительной борьбы он его задушил. Очнулся паря когда жена уже затихла.

Я применял идеоматорку часто, самое простое это снаряжение магазина АК. Представляеш как ты должен выполнять снаряжение в мелких деталях (начиная от взятия патрона, его положение перед тем как он войдет в магазин, как он туда входит, как занимает крайнее положение, подработка пальцами рук короче все до полных пустячных мелочей). Потом начинаеш выполнять в реале, сначало медленно потом на скорости. У меня свободно получалось перекрывать нормотив когда патроны разложены по порядку, россыпью, в кепке, в открытой пачке без разницы.

По поводу реабелитационного периода для военнослужащих прошедших горячие точки можно посоветовать аутотренинг, самовнушение, моделирование и представление себя в обществе (так как значительная проблема адаптации состоит в неприятии общества своих ветеранов, то придется приспосабливаться на индивидуальном уровне) свою линию поведения но не агрессивную (иначе закроют и на долго). :(

Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:

По-моему, на счёт чучела с кишками собаки - полный бред. Любой охотник, хоть раз освежевавший животное будет над этим смеяться. И вобще, если человек крови боится - нечего ему в боевом подразделении делать, пусть туалеты чистит.


Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:

Dmitry пишет:

Поэтому и спрашиваем какие методы существуют, а там посмотрим... :)


Как нам говорил наш инструктор: "Везде система подготовки разная, зависит от инструктора - кто что прошел, и чему научился, тот так и дает. Общее у всех одно - база"...
Это в том плане, что система психологического воспитание бойца - общая, а ее преподавание разное.

Сужу по себе - когда призвался первые две недели мы проходили профотбор (различные тесты целыми днями) - бесило!!! Потом после присяги, для доступа в караул - еще неделя - бесило!!! Потом на КСД - полторы недели - привыкли... Через полгода (только!) на боевую рукопашку - где-то дней 7 - уже внимания не обращали. Зато в итоге, на боевых, все кто были - одна команда, без зае...ов.

А вот был случай, когда в качестве эксперимента, молодых бойцов (по моему 3-х месячных) на боевые отправили, так мало того, что они по возвращении (шли колонной от вокзала к части) весь китайский рынок снесли (в прямом смысле. Менты сначала сунулись, а потом просто оцепили, чтоб никто не заходил, да скорые для китайцев вызывали), так их потом еще месяц в профотбор таскали, часть отсеили (НГПВ)...

Подготовка конечно хорошая, но была направлена на уничтожение, а что с этим на гражданке делать, разбирайся мол сам... Так что после службы очень тяжело первое время, пока в себя приходишь, приходится самому справляться со всем этим...

Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:
Guest Gian007

Готовиться к психологическому барьеру во все не стоит надо быть к нему всегда готовым... Не каждый сможет его преодолеть...
парой встречаешь людей одни панты а на деле теряются ни чего сделать не могут от одного вида оружия направленного на него они начинают панику поднимать... А бывает и наоборот тихий спокойный а в обиду не даст(в опасной ситуации могут такое вытворить)
Ну конечно не ко всем это относится но все же НАДО БЫТЬ ГОТОВЫМ ВСЕГДА НИ КТО НЕЗНАЕТ ЧТО ЗАВТРА ПРОИЗОЙДЕТ!!!


Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:
Guest Курсант МВД

По работе очень-очень часто приходится сталкиваться с трупами (с разными и с расчлененкой тоже).
Я довольно спокойно переношу и кровь и трупы, чатсо посещаю вскрытия в морге, хотя и не врач. Все в норме. Был случай, когда мы с одним ментом километра 4 труп вдвоем из леса выносили. А вот мой колега по кабинету к трупу ближе чем на два метра не подходит, хотя и работает уже полтора года.
Говорит, что противно ему трупы щупать. Наверное это все же врожденные особенности психики и развитьлибо перекроить их нельзя.
И вот что еще, обыскивая трупы (что мне приходится делать доольно часто) лучьше все же не пренебрегать требованиями элементарной гигиены. Обычные полиэтиленовые пакеты для пищевых продуктов, надете на руки, защищают не хуже, чем перчатки хирурга, одна совсем ничего не стоят и место в "комке" или в РД не занимают.


Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:

Один из возможных способов решения проблемы - использование возможностей НЛП-технологий.
Любой человек способен к внушеню и самовнушению, также может входить в состояние транса. В процессе внушения некоторой программы поведения (например: действия в условиях стрессовой ситуация боя) происходит определённые изменения сознания. Грубо говоря человеку внушают нечувствительность (именно психологическую) к окружающим условиям. Человек вроде бы на поле боя, вокруг трупы и кровь, но БПТ не возникает - сознание человека защищено.
Подробнее изложу, если потребуется.


Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:

psixolog пишет:

Один из возможных способов решения проблемы - использование возможностей НЛП-технологий.
Любой человек способен к внушеню и самовнушению, также может входить в состояние транса. В процессе внушения некоторой программы поведения (например: действия в условиях стрессовой ситуация боя) происходит определённые изменения сознания. Грубо говоря человеку внушают нечувствительность (именно психологическую) к окружающим условиям. Человек вроде бы на поле боя, вокруг трупы и кровь, но БПТ не возникает - сознание человека защищено.
Подробнее изложу, если потребуется.

Угу. Зато возникают другие - небоевые психические травмы и расстройства. :angry: И хорошо, если только психические. :angry: :angry:

Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:

Prisoner пишет:

Подготовка имеется, походыв моргсамое начало (прям как у медиков). Затем есть такой вариант, делается макет человека, одевают в форму все чин-по-чину,затем берется дворняга, убивается и ее внутрренности и кровь служат внутренними органи "трупа". В карман трупа кладется "важный документ", сверху все брызгается и вываливаются внутренности собаки. Боец должен провести досмотр трупа на наличие важных документов. Скажу вам не приятная процедура. А собаку, в довесок, потом съедают, получается, кстати, очень даже вкусное мясо.

ну это на самом деле уже маразм. Ладно там для людей с уже устоявшейся психикой,а для молодых пацанов. Дальше,например, зачем тренировать съедать червяков или разрывать лягушку. Человек такое существо,что когда ему надо,он это сделает, а так просто психику травмировать

Поделиться


Ссылка на пост
Поделиться на этих сайтах:

Зарегистрируйтесь или войдите для ответа

Зарегистрируйтесь в нашем сообществе, чтобы оставить сообщение

Зарегистрироваться

Зарегистрируйтесь в нашем сообществе. Это легко!

Создать новый аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Входите.

Войти


  • Тему читают:   0 пользователей

    Никто из зарегистрированных пользователей не просматривает эту страницу.