Перевооружение украинской армии: на какие средства
В конце февраля 2012 года Министерство обороны Украины презентовало ежегодное издание «Белая книга-2011. Вооруженные силы Украины», в которой высказывается мысль о том, что в предыдущем году был заложен мощный потенциал для перевооружения украинской армии в последующие годы. Кроме того, военное ведомство признает, что в условиях полного провала в плане перевооружения вооруженных сил, их модернизация началась с принятия программных документов.
Правда, оно не уточняет, какие именно программные документы имеет в виду. А правда, меж тем, заключается в том, что в прошлом году закончилось действие государственной программы развития вооружения и военной техники, которая функционировала в 2006-2011 годах, а новой программы пока нет. Таким образом, армия в данный момент скупает оружие по мере поступления денежных средств, причем не всегда эта продукция хорошего качества. И это в условиях постоянного недофинансирования военного ведомства, когда о низком уровне вооружения украинской армии можно создавать легенды.
В условиях, когда на перевооружение армии необходимо ежегодно выделять 500-700 миллионов долларов, правительство выделило всего 180 миллионов на текущий год. Впрочем, такая плачевная ситуация с вооружением не мешает Министерству строить грандиозные планы, озвучивая их где только возможно. Так, представители ведомства признают, что проблема достаточного вооружения украинской армии оружием и военной техникой на сегодняшний день очень важна и актуальна, и от того, как она будет решена, зависит будущая боеспособность вооруженных сил и их способность защищать целостность государства.
Департамент разработок и закупок вооружений и военной техники утверждает, что оснащение армии проводится в соответствии с государственной военно-технической политикой. Главным инструментом в данном случае выступают целевые программы оборонного ведомства по развитию ВиВТ, реализация которых осуществляется через оборонные заказы.
При этом были названы и сами программы – это создание ракетного комплекса «Сапсан» и строительство кораблей класса «корвет», которые к настоящему моменту времени уже утверждены Министерством обороны.
Новый проект государственной программы развития вооружения и военной техники находится на рассмотрении Верховной Рады, и когда он будет принят – не знает никто. Примечательно, что в таком же подвешенном состоянии находится и другой программный документ – новая военная доктрина Украины, которая была написана еще в 2010 году и по сей день не утверждена.
Необходимо более детально остановиться на рассмотрении двух вышеназванных программ. По словам представителей военного ведомства и строительство корветов, и создание «Сапсана» - это именно тот главный инструмент, при помощи которого осуществляется перевооружение украинской армии. Но как в таком случае воспринимать утверждения того же Министерства, что на сегодняшний день более 30 процентов вооружения и военной техники требует модернизации? Кроме того, общеизвестен факт, что 75 процентов всей техники, которая находится на вооружении Вооруженных сил Украины, имеет срок эксплуатации больше 20 лет и не только не отвечают современным требованиям, но даже не отвечают «родным» техническим характеристикам вследствие физического старения.
Про моральное старение и говорить не приходится – в условиях, когда новые образцы высокотехнологичного вооружения появляются чуть ли не каждый год, украинское вооружение безнадежно морально устарело много лет назад. Поэтому, наверное, правильнее было бы говорить о необходимости модернизации не 30 процентов, а как минимум трех четвертых всего ВиВТ.
Правительство говорит о модернизации только флота и ракетных войск и частично артиллерии (поскольку «Сапсан» должен выполнять не только функции средства противовоздушной обороны, но и выступать тактическим комплексом для сухопутного компонента). Что в таком случае делать всем остальным родам войск? На какие средства проводить модернизацию вооружения?
Да и, если уж совсем честно сказать, и с двумя этими программами не все так просто. Да, в Министерстве обороны заявляют, что в бюджете 2012 года заложены средства на реализацию обеих программ. Однако если принимать во внимание, что на строительство корветов в этом году было выделено 443 миллиона гривен при стоимости всей программы (а это строительство 4 корветов) в 16 миллиардов гривен, нетрудно подсчитать, что реализация ее затянется на 37 лет… В такой ситуации более уместным со стороны главы государства было бы не принятие участия в закладке первого корабля, а увеличение финансирования.
На реализацию второй программы по созданию ракетного комплекса «Сапсан» планируется выделить 196 миллионов гривен. В рамках данной программы за два года были выполнены работы по эскизному проектированию, а также начаты работы по техническому проектированию. Если реализация данной программы будет продолжаться такими темпами, то к заявленному 2015 году украинская армия сможет получить разве что опытные образцы.
О полной реализации программы можно говорить только через полвека. А если к тому же в процессе будут меняться и тактико-технические задания, то комплекс станет реальностью и того позже. И это притом, что, по мнению экспертов, в украинских войсках противовоздушной обороны через 4-5 лет не останется ни одной дееспособной ракеты!
Такое развитие событий может, в конечном счете, привести к тому, что обе эти программы повторят судьбу нового российско-украинского самолета Ан-70, который был принят на вооружение еще в годы президентства Л.Кучмы и который в украинской армии видели только на различных этапах проведения испытаний.
Возможность реализации данных программ вызывает большие сомнения еще о потому, что, по заявлению Министерства, в них заложен большой финансовый ресурс. Но ведь часть необходимых средств должны поступить из специального фонда оборонного ведомства, то есть, по сути, это деньги, которые заработает Министерство самостоятельно. Возникает вопрос: каким же образом будут зарабатываться эти средства, если весь советский запас уже давно распродан?
Необходимо отметить и еще один небезынтересный факт: начиная с 2010 года правительство начало резко снижать объемы финансирования на развитие вооружения и военной техники на 2010-2015 годы. Если ранее называлась сумма в 25 миллиардов гривен, то сейчас эта сумма составляет всего 7,6 миллиарда. Да и в предыдущие годы ситуация была немногим лучше: в 2006-2009 году военное ведомство недополучило более 15 процентов средств, которые были предусмотрены государственной программой развития армии.
Таким образом, из-за постоянного недофинансирования вполне закономерно, что большая часть военных программ фактически осуществлялись «в долг», то есть разработчики работали над новыми видами вооружения и техники, веря обещаниям оборонного ведомства расплатиться как-нибудь потом. Поэтому и неудивительно, что большая часть денег, которые выделены на новые программы, уйдет на погашение старых долгов. И все повторится по новому кругу…
А что в итоге? В итоге получается ситуация, когда Министерство заявляет о принятии на вооружение 5-7 новых образцов техники и вооружения ежегодно, а в 2011 оду – и вовсе 10 образцов. Но ведь в Украине принятие на вооружение и реальное наличие этих образцов – это не одно и то же. Единственное, что исправно поступает в армию, по большому счету на боеспособность войск никоим образом повлиять не может – спасательные средства, второстепенное оборудование, тренажеры. Таким образом, новые поступления – это только изменения в статистике, но никак не в реальной ситуации.
Кроме того, остро стоит вопрос о способности украинского оборонного комплекса обеспечить на должном уровне потребности армии. Согласно данным Центра исследований армии, конверсии и разоружения, украинский военно-промышленный комплекс может выпускать не более 12 процентов готовых образцов вооружения, при этом обеспечивая войска на 40 процентов. Таким образом, самостоятельно вооружить армию новыми образцами вооружений и военной техники украинская «оборонка» не в состоянии.
Ничего плохого в этом нет. Это нормальная мировая практика, которую активно используют даже государства, в которых хорошо развит оборонно-промышленный комплекс, к примеру, Россия, которая активно закупает беспилотники, стрелковое вооружение, бронетехнику. Однако при этом, во всех странах, для того, чтобы определить, что можно разработать своими силами, а что необходимо закупать, проводятся специальные исследования. А вот в Украине ничего подобного нет.
Таким образом, вводы весьма печальны. Два года украинская армия прожила без государственной программы вооружений. На 2012 год заложена реализация двух целевых военных программ – строительство корветов и создание «Сапсанов» плюс к этому авиационная программа по Ан-70 – вот и вся стратегия перевооружения Вооруженных сил Украины. Но разве можно быть боеспособной армией, имея всего 4 новых корабля, несколько ракетных комплексов и столько же самолетов?