В канун 40-летия «Альфы» на территории Московской области прошли международные соревнования по правилам боевого раздела практической стрельбы, посвященные юбилею легендарного подразделения.
В первенстве приняли участие двенадцать команд из России и три команды из стран ближнего зарубежья — Белоруссии, Казахстана и Армении. Нашу страну представляли спецподразделения пяти различных ведомств.
Соревнования прошли в два этапа. Первый проходил в стрелковом клубе «Объект» — здесь участники отрабатывали задачи городской полицейской и антитеррористической тематики. Второй проводился на полигоне ФСБ, где, помимо указанных задач, отрабатывались также действия в условиях горно-лесистой местности.
Нужно сказать, что нынешний турнир — уже не первый. У организаторов накоплен богатый опыт в проведении таких мероприятий — достаточно вспомнить масштабные соревнования, посвященные 35-летию Управления «А» и 10-летию ЦСН ФСБ России.
Однако нужно отметить, что нынешнее мероприятие значительно отличалось от прошедших и, прежде всего, — тематикой упражнений. Если раньше основной упор был сделан на выполнение узкоспециализированных задач антитеррористической направленности, то в этот раз организаторы ввели большое количество элементов как общевойсковой, так и полицейской тематики. Сделано это было ввиду постоянно изменяющихся задач в работе спецподразделений, а также отчасти для того, чтобы упражнения стали более универсальными и в них в равной степени смогли бы проявить свои умения, как сотрудники антитеррористических, так армейских и полицейских спецподразделений, которые также участвовали в мероприятии.
Перед нынешним турниром была проведена просто колоссальная подготовительная работа. Прошел обширный семинар для судей, которым предстояло оценивать упражнения. Очень много времени было потрачено, чтобы заранее выявить все нюансы. В каждом брифинге для судьи были прописаны все возможные штрафы на конкретном этапе.
Многие упражнения были построены для отработки конкретных учебных вопросов: идентификация, резервное оружие и т. д. В этой связи стоит отметить, что стрелковая составляющая практически всех упражнений была лишь одним из элементов, реализуемых при выполнении той или иной задачи. И далеко не всегда именно огневой контакт являлся наиболее важным для успешного выполнения задачи.
Порою не менее, а то и более важным было то, насколько ясно командир уяснил задачу, принял решение, как построен боевой расчет, насколько четко поставлена задача группе. А также: как группа выдвинулась «на точку», провела наблюдение и идентификацию, как организовала связь, управление, взаимодействие и так далее.
Традиционно самые жесткие требования на соревнованиях предъявлялись к соблюдению ТБ. Поскольку организаторы постарались максимально отойти от спортивного формата проведения мероприятия, никто не требовал заряжания или разряжения оружия до или после выполнения упражнения. Таким образом вырабатывается привычка к ношению постоянно заряженного оружия и чувство полной ответственности за него. Командиры групп сами принимали решение, и каждый участник сам контролировал статус своего оружия.
По окончании каждого упражнения все команды восстанавливали первоначальный статус своего оружия («Полностью заряжено») и перемещались по территории проведения соревнований именно в таком положении.
На протяжении четырех дней турнира ни один участник не был дисквалифицирован за опасное обращение с оружием — ни в один момент времени дульный срез даже разряженного оружия не был наведен на человека.
«ПО МОТИВАМ» БОЕВЫХ СИТУАЦИЙ
Общий принцип построения соревновательной программы — соответствие принципам реалистичности мишенной обстановки и тактической обоснованности моделируемых ситуаций. Многие этапы были построены «по мотивам» реальных боевых ситуаций, имевших место в практике того или иного подразделения. Чтобы сделать упражнения максимально приближенными к боевым условиям, мишенная обстановка на ВСЕХ упражнениях была неизвестна участникам вплоть до выхода на старт этапа.
В большинстве упражнений в качестве мишеней выступали не абстрактные картонки или железки, а манекены, установленные на поперы таким образом, что мишень поражается лишь в случае попадания в смертельную зону — голову или позвоночный столб.
Задача каждого конкретного этапа не была известна никому из участников вплоть до начала выполнения упражнения. Брифинг перед началом лишь доводил основные положения этапа, а конкретные пути решения поставленных задач разрабатывали уже сами спецназовцы. Некоторые брифинги специально содержали вводные не соответствующие истинной ситуации на поле боя к моменту старта, что вносило определенный элемент внезапности и вынуждало участников импровизировать и подстраиваться под изменяющиеся условия на поле боя.
В процессе выполнения упражнений стрелок мог получать любую информацию от участников своей команды по радиостанции. После производства последнего выстрела и окончания действий команды по выполнению огневой задачи могла последовать любая вводная (по связи, эвакуация, раненый, новая задача и т. д.).
Выполнение вводных оценивалось в соответствии с системой подсчета очков Управления «А» и являлось частью упражнений.
СПИСОК КОМАНД-УЧАСТНИЦ СОРЕВНОВАНИЙ
Управления «А» ЦСН ФСБ России (3 команды)
РОСН УФСБ России по Приморскому краю
РОСН УФСБ России по Свердловской области
РОСН УФСБ России по Хабаровскому краю
«ССН» ЦСН ФСБ России Ессентуки
УСН СБП ФСО России
604 ЦСН «Витязь» ВВ МВД России
СОБР «Рысь» ЦСН СР МВД России
«Гром» ФСКН России
«Сенеж» ССО МО России
Группа «А» КГБ Республики Беларусь
«Арыстан» КНБ РК
Управления «А» ГУЗКС и БТ СНБ РА
НИКАКИХ ОГРАНИЧЕНИЙ ПО ОРУЖИЮ
Изначально организаторы отказались от спортивного принципа равенства всех участников — именно поэтому не было никаких ограничений по оружию, снаряжению и технике, которые участники соревнований применяли при выполнении каждого конкретного упражнения.
Командир каждой команды сам принимал решение, что и каким образом использовать на упражнении-задаче. Техническое преимущество давало возможность команде более эффективно выполнять ту или иную задачу. Никаких равных условий. Как на войне — противник воспользуется любым пробелом в твоем техническом оснащении, будь то отсутствие необходимого вида оружия или оптических приборов. К примеру, многие ночные упражнения были построены таким образом, чтобы дать преимущество тем командам, которые использовали ПНВ, а не белый свет.
Суровые реалии — сегодня «ночник» или «тепловизор» уже не модный аксессуар, а необходимый элемент экипировки. Кроме того, подобный подход в построении упражнений возможно сподвигнет некоторые подразделения к закупке необходимого и отсутствующего в данный момент снаряжения.
Часть упражнений традиционно выполнялась на время. Началом любого упражнения являлся сигнал таймера или первый выстрел на упражнении, окончанием — выстрел крайнего участника.
Некоторые упражнения выполнялись после физической нагрузки. Условия и содержание физических упражнений доводились участникам соревнований непосредственно перед выполнением упражнений. Анализ реальных боевых ситуаций, которые были взяты за основу при составлении программы соревнований, привел организаторов к идее реализовывать упражнения без времени, так как в бою чрезвычайно важна психоэмоциональная составляющая.
В реальной ситуации противник может показаться на доли секунды на пятом-шестом часу боя. И все это время сотрудник должен быть максимально сконцентрирован, поэтому необходимо сохранять концентрацию и готовность всегда! В упражнениях на время такой аспект боевой ситуации отработать практически невозможно. Именно поэтому половина упражнений выполнялась без учета времени.
Еще одним нововведением стал «ответный огонь» с использованием пейнтбольного снаряжения — «противник» реально вел огонь по штурмовой группе, что для многих оказалось полной неожиданностью. Новшеством в нынешних соревнованиях стало также и использование БПЛА — на двух упражнениях в распоряжении командира группы были операторы беспилотников.
В плане технической оснащенности уровень команд был очень разным. Благо нормальный, качественный камуфляж и оружейный обвес сегодня стали нормой, однако по многим аспектам некоторые подразделения все-таки имели пробелы. К примеру, где-то ощущается сильнейший дефицит в качественной оптике, особенно ночной и тепловизионной.
Подавляющее преимущество не только в ночном оборудовании, но в эффективности его использования показали команды Управления «А» ЦСН ФСБ России — подразделение, находящееся на самом переднем крае борьбы с таким злом, как терроризм, просто обязано быть лучшим во всем!
Кстати, по части технического оснащения хочется сделать небольшое отступление — не самой утешительной тенденцией, которая наблюдается уже не первый год, стало то, что оружие отечественного производства уже далеко не лидер по популярности в спецподразделениях России и бывшего СССР. Австрийский «Глок» уже стал практически нормой. Многие спецподразделения отдают предпочтение немецким MP5 и Sig-Sauer, а «неубиваемый» АК все чаще стал уступать пальму первенства «не таким ненадежным» M4 и HK 416 и 417, которые на деле показывают куда более точную и кучную стрельбу при схожей надежности работы.
Про снайперское оружие как-то и говорить неприлично — использовать российские СВД или СВ-98 желающих мало — в почете английские и немецкие «болтовки». Наблюдение, мягко говоря, не самое утешительное. Разработчикам отечественного вооружения стоит серьезно задуматься о конкурентоспособности своей продукции…
ФАКТОР «АЛЬФЫ»
Говоря о результатах выступления команд, судьи соревнований — инструкторы Управления «А» ЦСН ФСБ России — отметили, что уровень очень разный и по работе сотрудников сразу видно, кто действительно «воюет», а кто — нет. Для части команд многие моменты, связанные с тактикой, были просто непонятны, они действовали не как боевая группа, а как спортивная команда. Но для большинства команд этот формат давно знаком — они работали на упражнениях таким же образом, как и при проведении реальных операций.
Кстати, некоторые команды представляли совсем небольшие по численности подразделения. Но преимущество в итоге было не у тех, кто располагает большим штатом сотрудников, а у тех, кто имеет за спиной реальный боевой опыт.
Изначально при проведении соревнований было принято решение о том, что три команды Управления «А» ЦСН ФСБ России будут соревноваться в отдельном зачете и фактически сотрудники подразделения соревновались исключительно друг с другом, поскольку их отрыв по очкам от остальных команд был просто огромен.
В основном зачете места распределились следующим образом: третье место у команды УСН СБП ФСО России, серебро завоевала команда РОСН УФСБ России по Приморскому краю. Чемпионами же соревнований стали сотрудники Группы «А» КГБ Республики Беларусь.
По отзывам судей, белорусы показали себя профессионалами европейского уровня. Невооруженным взглядом было видно, насколько серьезно поставлена работа по подготовке сотрудников подразделения, как высока их мотивация, какой богатый опыт работы они имеют за плечами.
Пока шли соревнования, большая часть «Альфы» находилась в различных командировках. Плановых и неплановых. Один из отделов Управления всегда находится на боевом дежурстве, а еще один на учебных сборах, так что соревнования не стали помехой учебному процессу и на этот раз.
В эти же дни снайперы Управления традиционно успешно выступали на международных соревнованиях в Венгрии и Чехии. Половина Управления за два дня до начала турнира по тревоге улетела в командировку и в дни соревнований активно работала, количество уничтоженных членов НВФ росло ежедневно: вторник — двое «духов», среда — еще трое и к четвергу их число достигло семи. После чего отделы вернулись в Москву в день окончания соревнований и почти все, несмотря на усталость, сразу приехали в полевой центр ЦСН — за 140 километров от Москвы, чтобы поболеть за своих…
Но все эти обстоятельства не стали помехой для проведения турнира и участия в нем трех команд Управления. Собрали всех «живых». Одну из команд «Альфы» даже не удалось полностью укомплектовать… И даже в этих обстоятельствах преимущество сотрудников Управления «А» над другими командами было просто огромно.
СОДЕРЖАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ
Нейтрализация
На оживленной улице в районе рынка в населенном пункте Х. находится три члена НВФ. Один из них готовится привести в действие СВУ, двое других осуществляют его прикрытие и ведут контрнаблюдение. Необходимо одновременно нейтрализовать членов НВФ, не допустив подрыва СВУ.
После сигнала таймера сотрудники получают описание (фото), изучают объекты, затем легендированно внедряются в толпу, выявляют трех членов НВФ и согласованно, одновременно нейтрализуют их.
На упражнении нельзя бежать, суетиться, демонстрировать элементы экипировки, оружие, наличие средств связи и т. д. При подрыве СВУ погибает один сотрудник, и команда получает штраф.
Штурм (ночное время)
Упражнение без времени. До четырех боевиков заблокированы в 4-комнатной квартире многоквартирного дома около двух часов назад. Точной планировки квартиры нет. Огневой контакт уже состоялся, помещение блокировано, квартиру покинули две женщины и шестеро детей, на фильтрации они сообщили, что больше невооруженных людей в квартире не осталось.
У террористов автоматическое оружие, возможны МВС. Квартира плотно обработана газом. Введен режим КТО. Необходимо осуществить поэтапный штурм квартиры со стороны входной двери с использованием любых доступных технических средств.
После выполнения основной задачи поступает вводная — ранение сотрудника. ЖОПЭ + система. Необходимо провести эвакуацию раненого за ограниченное время к месту посадки вертолета.
Самооборона
Подразделение осуществляет силовое прикрытие действий сотрудников НН, которые ведут наблюдение за объектом оперативной заинтересованности. Работа ведется на улицах города, не в зоне боевых действий, вокруг много людей. Среди них могут быть пособники или члены НВФ, которые осуществляют контрнаблюдение.
Необходимо проявить внимательность, работать легендированно и скрытно. Действовать необходимо в соответствии с законодательством своей страны.
После выполнения основной задачи поступает вводная — к оперативникам подходит полицейский с просьбой предъявить документы и обозначить ситуацию.
Блокирование
В сельском домовладении по предварительной информации находятся члены НВФ. Необходимо взять под контроль одну из сторон сельского домовладения. Упражнение заканчивается по команде судьи «Упражнение закрыто». В связи с тем, что все сотрудники ОБГ находятся за укрытием, сотрудник не может быть убит, однако обязан находиться за укрытием в ходе выполнения всего упражнения.
За нахождение сотрудника не за укрытием — штраф. Количество противников неизвестно, как и то, в какой момент времени они появятся.
Динамичный штурм (ночное время)
В сельском домовладении по предварительной информации находятся члены НВФ, которые удерживают заложника. Дом заминирован. Необходимо нейтрализовать членов НВФ и освободить заложника.
Наблюдатель имеет право зайти на упражнение с ПНВ, выявить видимые цели, определить их местонахождение и особенности застройки и по радиостанции информировать старшего группы. Наблюдатель должен действовать скрытно и медленно, во дворе домовладения находятся наблюдатели и в случае обнаружения постороннего они откроют по нему огонь. В этом случае команде необходимо немедленно начать штурм.
Группу необходимо разделить на две части, первая подгруппа совместно с наблюдателем (или в случае его гибели — самостоятельно) нейтрализует членов НВФ, находящихся во дворе домовладения и только после этого вторая подгруппа осуществляет динамичный штурм самого домовладения и выводит заложника из здания.
В момент открытия входной двери в здание активируется СВУ, по оперативной информации достоверно известно, что время замедления составляет 90 секунд. Старшему команды необходимо осуществлять хронометраж и вовремя успеть вывести группу из здания.
Нейтрализация
На оживленной улице в районе рынка в населенном пункте Х. находятся члены НВФ, которые готовятся совершить террористический акт. Информация о них и их описание могут поступить в любой момент от агента оперработника, который находится на рынке. Необходимо нейтрализовать членов НВФ, не допустить совершения теракта.
Двум сотрудникам необходимо находиться в автомобиле в готовности к выполнению задачи, обеспечив скрытное размещение оружия и экипировки. В любой момент могут поступить сведения от агента.
После получения информации необходимо на автомашине выдвинуться на рынок, идентифицировать членов НВФ и нейтрализовать их. Дополнительным фактором на этом упражнении выступала девушка, которая активно «искала котеночка».
Задача оперативников — не раскрыть себя и при этом не причинить вред девушке.
Штурм (ночное время)
В сельском домовладении по предварительной информации находятся члены НВФ. Один из них практически постоянно находится на НП, наблюдая за местностью. В доме по оперативной информации находится блокнот со списком боевиков ячейки «Имарат Кавказ» и списком зарубежных спонсоров НВФ.
Требуется произвести динамичный штурм и нейтрализовать членов НВФ, не допустив уничтожения блокнота. В распоряжении команды находится оператор БПЛА. Для контроля за домовладением и пресечения попытки прорыва или бегства членов НВФ целесообразно вести наблюдение с воздуха.
Перед проникновением в каждый объем необходимо бросить ГСЗ, в помещение проникает и работает там группа из двух сотрудников. После завершения работы старший группы дает команду следующей двойке и та проходит через зачищенную комнату и также с ГСЗ работает по следующему объему.
Блокирование
В 5 км на северо-восток от населенного пункта Аршты, на участке горно-лесистой местности находится база НВФ. Руководством оперативного штаба спланировано ОБМ. Необходимо в составе подразделения выдвинуться на рубеж блокирования и войти во взаимодействие с соседними подразделениями и взять под контроль сектор. Далее вести наблюдение за зоной ответственности. В случае обнаружения членов НВФ — уничтожить.
Маршрут выдвижения может находиться в зоне видимости НП НВФ. В случае обнаружения сотрудников ОБГ противник откроет огонь. В этой ситуации необходимо броском преодолеть пространство до рубежа блокирования и открыть огонь по выявленным целям.
Засада
Сотрудникам ОБГ необходимо провести разведку местности и организовать засаду на членов НВФ. Для этого необходимо выделить двух сотрудников группы, которые вместе с оперативным сотрудником и водителем на автомашине выдвинутся в район проведения засады и проведут рекогносцировку. Старшему ОБГ необходимо находиться на связи с рекогносцировочной группой.
Сотрудники рекогносцировочной группы попадают в засаду. Водитель и опер убиты, один сотрудник ранен, другой ведет бой. Только он может дать целеуказание выявленных им целей прибывшей группе, которая должна уничтожить все выявленные цели. После окончания стрельбы следует вводная об эвакуации раненого до вертолета за ограниченное время.