10.10.2012
Источник
Количество показов: 1941
СОБР уходит в горы
…Мощный «Урал» надсадно рычит, проходя повороты горного серпантина. Колеса вырывают из-под себя фонтаны дорожного щебня и надсадными рывками вытаскивают машину с бронированным «кунгом» на следующий виток горной тропы, по подаче какого-то неисправимого оптимиста нареченную дорогой.
Справа нависает почти отвесный склон, слева - бездна. Ущелье – не то слово. У ущелья есть дно. Здесь бездна. Высота над уровнем моря уже за две с половиной тысячи метров. А машины карабкаются все выше и выше. Примечательно то, что «Урал» не может с одного раза войти в поворот. Мало того, что он, то есть этот так называемый поворот, под острым углом, так еще и круто заворачивает вверх. Водителю приходится сдавать над пропастью назад и вновь на полном форсаже бросать машину вперед. А дрогнет нога на педали…? Не туда войдет шестеренка в коробке скоростей? Пассажиры в полной власти водителя и господа и непонятно еще в этой ситуации у кого власти больше… Здесь, на высоте уже не кажется дурацкой шутка какого-то записного остряка, предложившего надежно пристегивать водителя к баранке наручниками, чтобы тот в случае чего не мог выпрыгнуть из машины и делил бы свою участь вместе со своими пассажирами. Что ж, летчикам гражданских авиалиний парашютов ведь не выдают…
Стараюсь совсем не думать ни о высоте, ни о бездне, в какую можешь пасть, причем в прямом и переносном смысле, если не выдержат воспитанные равниной нервы.
… И все таки не выдерживают нервы у одного из собровцев по имени Леша со смешным боевым позывным из детского мультика (Больше сказать не имею права)… Он вдруг вскакивает, с какой-то кошачьей ловкостью взмывает над бортом кузова и выпрыгивает на ходу…
… Добегает до камня на дороге, зачем-то хватает его под мышку, догоняет машину, так же лихо взлетает на задний борт и… подпирает своим трофеем дверь «кунга» - чтобы не хлопала… Не придерживать же ее все время ногой…Ботинки-то на ногах «горные», не портить же их, еще пригодятся … Бояться после этого уже как-то неловко… Хотя, ветераны-«афганцы», прошедшие в свое время не одну сотню километров по горным дорогам Афганистана, видя этот дагестанский перевал, утверждают, что те дороги это просто легкая прогулка вокруг детской горки. Воистину, все познается в сравнении.
Но все по порядку. Колонна из 5-ти «Уралов», одного бронированного УАЗа «Патриота» и БТРа сопровождения и прикрытия, вот уже почти четырнадцать часов преодолевала дорогу из пригорода Махачкалы в селение Кидеро, что находится за одноименным перевалом в Цунтинском районе Дагестана. Идет плановая замена сил и средств Временной оперативной группировки органов и подразделений МВД России на территории Северо-Кавказского региона.
В колонне «собры» из разных регионов страны, в том числе и подразделение офицеров специального отряда быстрого реагирования МВД по Республике Башкортостан. Они меняют своих товарищей по отряду, у которых закончился срок командировки. Очень непростой командировки. Не обошлось без потерь. К счастью, не безвозвратных. Но спецназовцам из других регионов, дислоцированным в ауле Кидеро, повезло меньше. Есть погибшие и раненые. В Дагестане неспокойно. Бандиты пытаются терроризировать население, если можно так выразиться, физически и идеологически. В ход идут оружие и толкование сур Корана с точки зрения ваххабизма. Оперативная обстановка очень неспокойная. Потери местных сотрудников полиции сравнимы с открытыми боевыми действиями локальной войны. Им на помощь со всей страны едут на помощь полицейские, почти как на войну. Войну в горах, где право первого выстрела всегда у тех, кто в засаде. Помните как у Киплинга: - Там справа скала и слева скала, терновник и груды песка… Услышишь, как щелкнет затвор ружья, но уже никогда не увидишь стрелка».
Горы, куда пыльной ниточкой пробирается колонна, издревле заселены весьма загадочным народом. Это дидойцы. Самоназвание - цезы (цези), в переводе с цезского на русский – орлы, орлиный народ, люди, живущие там, где живут орлы. Толкований много. Дидойцы живут в Цунтинском районе, а на одном из языков насмешливых соседей: «цунты» - оборванцы. Видимо за скудный быт и бедность цезов. Перед командировкой собровцы заглядывали в интернетовскую всезнайку – Википедию - и уже знали, с каким маленьким, но гордым народом им придется соседствовать. Оказывается, Плиний Младший и Клавдий Птолемей уже упоминали народ «дидеро» как одно из племен, проживающее на Кавказе. Одна из версий происхождения термина «дидойцы» якобы связана с Александром Македонским, он же Искандер Двурогий. Вроде того, что когда его воины пытались говорить с местными, те на все вопросы отвечали «ди-ди», что значит «я-я». Версия сомнительная, и, скорее всего, сохраняется до наших дней из-за приобщенности к имени великого завоевателя. Лестно гордым горцам, что их пращуры имели дело с самим обладателем двурогого золотого шлема (Помните «Приключения «джентльменов удачи»).
Преодолевая страх, выглядываю в бойницу, пытаясь представить гоплитов и гоппотоксотов (Не умничая: пехота и конница) Александра на этой козьей тропе. Не знаю, правда, что им тут было нужно в этом скудном и суровом краю. Кроме того, десяток отчаянных горцев могли не пустить через этот перевал всю армию. Даже если у них не было мин-фугасов и гранатометов. Завалы и камнепады надежно бы засыпали античных егерей, надолго отбив всю охоту лезть на эти вершины. Невольно завидую всем пешим путникам, прошедшим перевал на «своих двоих» - они имели недоступную нам роскошь – надеяться только на себя. А не на профессионализм и опыт водителя, и пламенный мотор, пусть даже и очень мощной машины…
Собровцы не дипломаты и разбираться в злокозненных хитросплетениях политиков как отечественных, так и из сопредельных держав, не собираются. Тот факт, что горы Дагестана пытаются раскачать не без помощи из вне, спецназовцы буквально ощущают собственной шкурой.
Здесь без метафор и всяких там синекдох. Что называется, весьма наглядно и ощутимо. Хирурги вынули из тела башкирского собровца Андрея Крылова, раненого на одной из спецопераций по уничтожению боевиков из так называемой «Хутрахской бандгруппы», осколки от гранат иностранного производства, которыми отбивались бандиты. Учитывая близость границы с Грузией, нетрудно предположить, как из-за океана гранаты попали в дагестанские горы. Вообще здесь не все так просто. Заказчики дестабилизации одного из самых многонациональных регионов России умело используют все шероховатости и трения, исторические и бытовые, религиозные и даже научные, всплывающие у многочисленных народов и народностей, этносов и субэтносов, племен и кланов, населяющих горы и долины Дагестана. Тех же дидойцев-цезов во всем Дагестане не больше 25 тысяч, исходя из последней переписи 2002 года. Из не столь давней истории известно, что во времена сталинской депортации чеченцев на их земли вроде бы так же насильно депортировали дидойцев. В хрущевские времена чеченцы вернулись. Пришлось рокироваться и цезам.
В те же времена Никиты Сергеевича, когда укрупнялись колхозы, и вспахивалась степная целина, насильно «укрупнили» и крошечный народ цезов, приписав их к аварцам, «запахали» исконный и самобытный цезский язык, введя в школах изучение исключительно аварского языка. Пресловутым волюнтаризмом Хрущова воспользовались заклятые друзья России. И вот уже элита цезской демократической мысли решила бороться за права своего народа. Требования быть признанным самобытным народом неосмотрительно были озвучены лидером Национально-культурной автономии дидойцев Магометом Гамзатовым с парламентской трибуны в Тбилиси. Причем 76-летний Гамзатов ни словом не обмолвился о желании своего народа войти в состав Грузии. По его словам, в последнем своем интервью он воспользовался парламентской трибуной Грузии, чтобы российские власти лучше услышали то, что, по его мнению, скрывают от Миннаца России Дагестанские власти. Как бы то ни было, Магомед Гамзатов вскоре умирает, и вокруг его кончины нагнетаются страсти.
Делаются откровенные намеки на зловещую руку спецслужб. Дидойцы-цезы вдруг неожиданно для себя узнают, что они рвутся войти в состав Грузии. Поистине, благими намерениями вымощена дорога в ад. В горах вокруг аулов дидойцев вдруг появляются вооруженные люди, которые объявили своим многочисленным родственникам, (При такой малочисленности и многовековой истории, практически, все цезы, по всем законам генетики, обязаны быть родственниками в том или ином колене), что они не только с оружием в руках борются за их счастье и свободу, но и принесли им, мусульманам-суннитам, еще и правильную веру – ваххабизм. С показательной жестокостью были убиты ряд священнослужителей, учителей, сотрудников местных органов внутренних дел, просто авторитетные дидойцы, которые, по мнению «борцов за свободу цезов», вели народ «не туда». Нужно побыть здесь высоко в горах, далеко от больших городов, чтобы понять весь ужас местных жителей, вдруг оказавшихся заложниками у «освободителей». По законам родства они вроде бы как должны помогать новоявленным «абрекам». Те же в свою очередь, несмотря ни на какую степень родственной близости, жестоко и безжалостно расправлялись с теми, кто осмеливался выступать против них.
Не дай нам Бог оказаться в ситуации, когда ночью, а то и днем с гор могут прийти в твой беззащитный дом вооруженные люди и творить в нем то, что хотят. Как по заказу, а вернее всего, именно выполняя заказ, некоторые, так называемые правозащитные организации, через контролируемые средства массовой информации, в том числе и Интернет, обнародовали труднопроверяемые свидетельства якобы местных жителей, живописующие зверства «силовиков». Без особой фантазии действия пограничников, омоновцев и спецназовцев, сотрудников ФСБ, даже ГРУ вдруг превращались в исповедях пострадавших в «беспримерные пытки и злодеяния, повальное мародерство, надругательства и издевательства над местными жителями». Это еще не полный перечень всего в чем обвиняли СМИ «местных силовиков и федералов». В общем, информационная война в помощь разжигаемой войне «горячей». Кому-то очень хочется превратить весь Дагестан в еще одну горячую точку на Кавказе. …
Вот в очень кратком изложении «оперативно-политическая» обстановка за перевалом Кидеро, по отрогам которого наша колонна, цепляясь скатами машин за террасы дороги на спуске, наконец-то добралась до полевого лагеря «сил и средств Временной оперативной группировки органов и подразделений МВД России на территории Северо-Кавказского региона в Цунтинском районе Дагестана».
Сергей Бекасов
Продолжение следует...
Источник
|
|
Количество показов: 1941
Смотрите так же на Спецназ.орг:
- Как проверяют скорость реакции и можно ли обмануть полиграф?
- Мины кустарного производства Behelfs-brettstückmine (Германия)
- День специалиста по радиоэлектронной борьбе ВС РФ
- Какими девизами обзаведутся российские рода войск
- 10 ошибок мирного жителя во время боевых действий