Купить тактический жилет купить ботинки тактические купить горные ботинки тактическая одежда купить

08.04.2015

Арктические стрелки


Арктические стрелки — так называют сегодня солдат и офицеров мотострелковых бригад, проходящих службу в условиях полярного климата. Еще совсем недавно таких специальных подразделений в стране не было. Сегодня у нас есть 8-я арктическая мотострелковая бригада, дислоцирующаяся в 4 километрах от границы России и Финляндии, в поселке Алакуртти. А еще есть 2-я бригада в Мурманске, где тоже далеко не тропики. Для службы там нужна соответствующая подготовка. Ответственность впервые готовить офицеров для арктических бригад у нас в стране досталась преподавателям Дальневосточного высшего военного командного училища. Оно сделало уже два набора арктических стрелков или, как называют преподаватели своих подопечных, — «арктиков».

Своя специфика


Мы приезжаем на полигон училища рано утром. Несмотря на то, что на календаре —весна, в Благовещенском районе с утра местами градусник показывал минус 26. Неудивительно, что «арктиков» решили готовить именно здесь. По мне, так тут каждый солдат — «арктик».

Учебный день, посвященный инженерной подготовке, начался с занятий по химзащите. Это отработка действий при газовой, химической и радиационной атаке. Курсанты на время надевают противогаз и общевойсковой защитный костюм (ОЗК). Для пущей реалистичности пускают дым. Надевать на себя резиновый противогаз и ОЗК на морозе 
довольно неприятно — служил, знаю.


— В принципе по своим задачам арктические стрелки не сильно отличаются от простых мотострелков, — рассказывает нам руководитель занятий старший преподаватель училища, начальник инженерной службы подполковник Александр Разумовский. — Но есть просто своя специфика в подготовке и прохождении службы, ведь в условиях Крайнего Севера низкая температура держится практически круглый год.

Нормативы


стандартные. Главное — четко отработать все дисциплины в условиях холода. Есть у ребят альпинистская подготовка с ледорубами и «кошками», есть лыжная подготовка, учатся ездить на снегоходах.

Продолжая разговор о специфике, затронули тему специальной экипировки.

— Пока занятия проходят в основном со стандартным набором зимней экипировки мотострелковых соединений. Форма — современный комплект, теплые ботинки, — поясняет Александр Александрович. — Есть у нас, правда, уже альпинистское снаряжение для «арктиков» и лыжи. Имеются специальные сухие пайки, которые не требуют прямого огня для подогрева. Каждый контейнер с едой оснащен емкостью, там смешиваются специальные жидкости. Они, вступая в реакцию, создают тепло, которое разогревает пищу. Но большая часть амуниции сегодня находится в стадии разработки. Ждем поступления опытных образцов в ближайшее время. Направление новое, поэтому быстро все не появится, да и не нужно — все должно быть выверено и просчитано. Мы в процессе обучения ребят формируем свои предложения по снаряжению и учебным программам, думаю, командование нас услышит.

В это время бойцы уже складывают противогазы и ОЗК в сумки, нас ждет урок постройки иглу — настоящего домика из снега по технологии эскимосов.

Не так мороз страшен, как ветер


Курсанты строем подходят к учебной точке, здесь они будут учиться оборудовать ночлег из подручных материалов, которых вокруг не так уж и много. Да прямо скажем — один снег.

— Разумеется, вы будете обеспечены носимыми армейскими палатками М-3 (трехместными) и М-4 (четырехместными). Но вы должны быть готовы к тому, чтобы суметь укрыться от непогоды с помощью подручных средств, — предупреждает курсантов подполковник Разумовский. — В условиях Крайнего Севера — это, конечно, снег. И главное здесь — укрыться от ветра, он пострашнее мороза. При температуре воздуха минус 20 градусов и сильном северном ветре почувствуете все минус 40.

Для того чтобы построить иглу, бойцам понадобился снег, небольшие ножовки, которые при необходимости легко заменяются обычной пехотной лопаткой. Для сооружения иглу на двух-трех человек уходит порядка полутора часов. Используя специальные коврики и спальные мешки, можно вполне комфортно переночевать, защитившись от ветра. Есть тонкости, о которых нельзя забывать. В крыше нужно проделать дымовое отверстие. Если бойцы будут разводить огонь или использовать горелки, дыму нужно куда-то выходить.

— Внутри из снега делаются возвышения для ночлега. Так, во-первых, будет теплее, ну и самое главное — это опять же не даст задохнуться дымом, — объясняет Александр Александрович. — Ведь дым тяжелее воздуха и стелется понизу. Тот дым, что не выйдет через дымоход, пойдет понизу через вход в иглу.


Интересно, что на Севере всегда можно найти плотный снежный наст, который и необходим для строительства: достаточно снять 15-20 сантиметров верхнего рыхлого снега — и можно пилить блоки.

Чуть больше чем через час ночлег готов — конечно, не как в книжках, ровно и аккуратно, но переночевать можно. Залез внутрь, посидел минут пять... Действительно, гораздо теплее, чем на улице.

Переправа, переправа...


Едем с курсантами в кузове армейского «КамАЗа». Ребята наперебой просят их сфотографировать, а на вопрос: почему решили стать именно арктическими стрелками? — в один голос отвечают:

— Это интересно, необычная подготовка. Да и мы почти все живем в северных районах, к холоду привычные.

Пока училище по специальной программе готовит только один взвод «арктиков».

— Все остальные — обычные мотострелки, но арктическую подготовку проходят все. «Арктикам» же дают чуть больше именно из-за будущей службы на северах, — делится впечатлениями командир отделения курсант Дмитрий Архипов. — Интересно это. В северные бригады, скорее всего, попадут только лучшие, все-таки ответственное направление.

Мы приезжаем на следующую учебную точку. Она на реке Зее, здесь ребята учатся обустраивать ледовые переправы для людей и техники.

— Для того чтобы по льду безопасно прошла боевая машина пехоты, его толщина должна быть не меньше 42 сантиметров, — рассказывает курсантам Александр Разумовский. — Сейчас будем учиться готовить переправу.


Взвод делится на три отделения. Первое отделение измеряет с помощью уровня и линейки угол возвышения спуска к реке, чтобы по этому спуску техника могла спуститься без затруднения. Если спуск слишком крутой, командир примет решение провести инженерные работы и сгладить его. Второе отделение собирает доски и ветки, которые могут понадобиться в процессе оборудования переправы, а третье — измеряет толщину льда. Одного курсанта с металлоискателем отправляют проверить сектор обустройства переправы на наличие мин. Все как на войне.

— Для измерения толщины льда используется довольно привычное для рыбаков оборудование. Ледобур, пешня (пика для колки льда) и мерная рейка у нас длиной полтора метра, больше не нужно. Через каждые три метра мы сверлим во льду лунку и измеряем, — ввел нас в курс дела Александр Разумовский.

Курсанты заправски врезаются бурами в лед. После полного анализа льда курсанты заключают, что толщина его составляет еще 80-90 сантиметров, что вполне подходит для того, чтобы переправить технику. Если толщины льда не хватит, его могут и нарастить искусственно, но это займет лишнее время.

В военное время таких переправ делают сразу несколько, чтобы запутать разведку врага и иметь запасные пути для транспортировки сил.

За нашу Родину! Огонь, огонь!..


Заключительной частью дневных занятий стали стрельбы из автомата Калашникова, подствольных гранатометов ГП-25 и РПГ. А еще мы посмотрели, как работают «арктики» с лыжами в условиях боя: как они принимают положение для ведения огня, укрепляют позиции и передвигаются.


— Боец во время боестолкновения должен зарыться как можно глубже, иначе никак, —поведал нам доцент кафедры вооружений и военной техники подполковник Алексей Карпов. — В данном случае, конечно, нужно уметь использовать снег, вопреки мнению обывателей снег очень неплохо защищает от пуль. Снежная стена в три метра в упор не пропускает пули калибра 5,45, а калибра 7,62 не пропускает на большом расстоянии. Так что не стоит недооценивать снег, как, впрочем, и подручные средства, например лыжные палки, которые могут послужить хорошим упором для автомата при стрельбе. Ну а если времени мало, нужно уметь и без палок принять на лыжах боевое положение, удобное для ведения огня: стоя, сидя и лежа — все это мы отрабатываем постоянно. Сегодня, когда мы стали готовить «арктиков», занятиям с лыжами стали уделять гораздо больше времени.

Есть особенности и в ведении огня. При низких температурах, как в горной местности, меняется точка прицеливания, это нужно учитывать. Поэтому чем больше курсанты стреляют на морозе, тем лучше. Еще мы учим ребят обслуживать оружие в условиях мороза и повышенной влажности.



Мы с фотокором с полигона уезжали жутко уставшие и промерзшие — налазились по снегу за курсантами. А ребята остались — этому взводу курсантов на полигоне еще двое суток предстояло превращаться в закаленных арктических стрелков.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru


Количество показов: 325

Смотрите так же на Спецназ.орг: 





Возврат к списку


Маэстро, 08.04.2015 23:55:43
Раз источник ТВ Звезда - ничего удивительного... Такой новостной блевотины как у них, даже на Дожде не сыскать...
Аскет, 09.04.2015 00:19:02

Цитата
Маэстро написал:
Раз источник ТВ Звезда - ничего удивительного...

ТВ Звезда в данном случае абсолютно не причем. В оригинале -название репортажа там звучит так "Арктические стрелки.Наши корреспонденты побывали на занятиях курсантов ДВВКУ, которых готовят для службы на Крайнем Севере". А здесь , с названием, -просто "испорченный телефон" . Поэтому же , упоминаемая в оригинале "80-я бригада", здесь трансформировалась в "8-ю".
beerrat, 09.04.2015 10:25:24
Вообще все новое - это "утраченное" старое. Я застал Гудым в рабочем состоянии (был в командировке без малого полгода). На Чукотке стояла 99 МСД, а в Гудыме (это рядом с Угольными Копями) - то ли 1324 то ли 1325 МС полк (с номерами могу уже путать, они оба в 99-ю входили, один в Гудыме, другой в Певеке). Полки дивизии были размещены по Чукотке (побережье) - от острова Врангеля и бухты Провидения (Провидуха), до Анадыря и "южнее"...

Немного об это можно прочитать тут...

Собственно задача дивизии была проста как апельсин - охрана и оборона Гудыма - склада спец. боеприпаса (ядерного) для Авиации Дальнего Действия, которая должна была (в случае объявления войны с США), после первого бомбового удара по территории США, вернуться на аэродром в Угольных Копях (Анадырь находится по другую сторону Анадырского залива, но аэродром называют Анадырским, по городу-столице Чукотки), дозаправиться, получить сп.боеприпасы - и в путь. Кстати, подобное предусматривалось и для аэродрома (тундрового! не бетонной полосы "поселка") в Тикси. (кто прикрывал Тикси - не помню, но там тоже были "тундровые танкисты"). И что бы ни одна вражина не нарушила этот план (только на Чукотке) и была 99 дивизия. Как я понимаю, в 90-е годы дивизия была просто расформирована.

Таких частей и соединений было не один или два, это была группировка, направленная на оборону объектов Оперативной Группы Арктики (в составе АДД), которая располагала аэродромами и складами для ведения ядерной войны...

Кстати. По штатному расписанию середины 80-х в полках ещё были должности "каюр" (оленей и собак уже не было, но должности - были) и "матрос" и "старший матрос-сигнальщик" (по штату имелись самоходно-десантные баржи).
yanki, 09.04.2015 19:38:45
во время моей службы 1996-98 там ( в Угольных Копях) стояла 25 дивизия нашей 11 ОА. Да и аэродромчик в Анадыре тоже наши обслуживали. А про тех, кто на островных РЛС дежурил - вообще отдельная песня))))
yanki, 11.04.2015 07:17:56
Макс, дык барыги правят - им главное извлечь прибыль. Думаю ,что пендосики неплохо профинансировали развал наших баз. Тем более в непосредственной близости от их границ.
Вячеслав, 11.04.2015 08:47:30
Уважаемые пользователи, приносим извинения за некорректно поставленный заголовок. Контент-менеджер не является военным и пытался поменять сложный оригинальный заголовок на более простой, не поняв сути статьи.