Практически сразу после завершения Великой Отечественной Войны в СССР появились военные эксперты, настаивающие на создании особого рода войск – специального назначения. Их специализацией должно было стать выполнение самых разнообразных задач – от решения локальных конфликтов до стратегических. Долгое время эта идея отвергалась, так как считалось, что лишь крупные, многомиллионные армии способны решить серьезные проблемы. Однако по мере создания ядерного оружия, одна единица которого вполне могла уничтожить целый город, появлялось все больше сторонников того, что такие отряды должны появиться.
Над придумыванием названий для этих отрядов не стали слишком мучиться. Их назвали просто отрядами специального назначения или отрядами спецназа. Одним из тех, кто особенно яро выступал за создание стал Виктор Харченко. В довоенные годы он был прекрасным спортсменом, разбирался в электротехнике. В годы войны близко познакомился и с минно-взрывным делом. Тогда же ему пришлось возглавить разведывательно-диверсионное отделение в разведывательном управлении на Западном фронте. После войны, в 1948 году, Виктор Харченко окончил Академию генерального штаба. Возглавил Исследовательский институт инженерных войск в 1965 году. Увы, он погиб в 1975 году при испытаниях нового оружия. Однако именно ему удалось создать элитные, по праву считающиеся лучшими в мире (да, прославленный китайский спецназ может далеко не все из того, что умеют эти простые русские парни) войска спецназа. И именно Виктора Харченко принято считать отцом русского спецназа.
В военные годы и позже он углубленно изучал методы работы элитных войск европейских держав – немецкого Бранденбурга, коммандос из Великобритании. Тщательно собирая любую информацию, классифицируя действия, оценивая ценность и незаменимость и примеряя эти действия на послевоенные годы, он решил, что Советскому Союзу необходимы аналогичные войска, только способные выполнять ещё более широкий спектр заданий, которые не сможет выполнять обычная армия. На протяжении нескольких лет он просто не мог пробить путь своим идеям.
Только в 1951 году к его идеям прислушались. В каждой из сорока одной армии была создана специальная разведывательная рота. Однако и это было совсем не то, чего добивался Виктор Харченко. Ведь эти отряды должны были выполнять разведку в тылу противника на расстоянии в 50-70 километров от линии фронта. Харченко же мечтал увидеть отряды, способные совершенно автономно работать на территории противника в тысячах километрах от Родины. В первую очередь, задачей этих отрядов должно было стать уничтожение баллистических ракет и средств транспортировки – например тяжелых бомбардировщиков Б-47, которые стояли на аэродромах Турции, Великобритании, ФРГ, Японии.
Увы, оценить такую дальновидность командование не смогло. Поэтому Харченко решил действовать на свой страх и риск. Он лично собрал группу военных профессионалов, которых начал тренировать, передавая имеющийся опыт и навыки. В результате была создана группа, которая смогла продемонстрировать на испытаниях результаты, заставившие командование посмотреть на идеи военного гения совсем иначе. Таким образом, к 1957 году в составе дивизий стали формировать специальные разведывательно-диверсионные роты. В состав каждой входило три взвода. Кроме того, в округах, имеющих наиболее важное оперативное направление, создавались и батальоны спецназначения – по три роты, которые дополнялись снайперским взводом. В сумме такой батальон включал в себя 360 бойцов. А к 1962 году были созданы восемь бригад спецназа, каждая из которых имела численность в 1800 человек. Как бригады, так и батальоны подчинялись только ГРУ Генштаба. В случае начала ведения боевых действий эти бригады должны были нанести удары по наиболее важным объектам, находящимся за линией фронта, – тоннели, крупные мосты, склады горючего и боеприпасов, узлы связи, а также ядерное оружие. Минимальной удаленностью объектов от линии фронта считалась сотня километров. Максимальная же вообще была неограничена – они могли одинаково эффективно действовать в любой точке света, в любой стране и на любом материке.
И совсем скоро эти мастера войны сумели доказать свою полезность. Как известно, в 1968 году понадобилось ввести войска стран, входящих в Варшавский договор, в Чехословакию. Как показывала практика, такое введение почти всегда сопровождалось немалой кровью. Например, подавление бунта в Венгрии обошлось в двадцать пять тысяч погибших венгров и семь тысяч русских солдат и офицеров. В Чехословакии те же самые действия повелись по иному сценарию.
В 23:00 20 августа 1968 года диспетчеры аэродрома в Праге получили запрос от советского транспортного самолета, сообщившего о неисправностях двигателей. Разумеется, было получено разрешение на посадку. Ещё до того как самолет окончательно остановился, бойцы спецназа покинули самолет, бегом направляясь к контрольной вышке. Чехи настолько растерялись, что спецназовцам не пришлось подавлять никакого сопротивления. После того как аэродром был захвачен, наши войска получили возможность перебросить Витебскую воздушно-десантную дивизию на самолетах «Антонов».
Одновременно с этим на территории столицы Чехословакии активизировались и другие отряды спецназа, заранее прибывшие в страну. За считанные часы им удалось занять телевизионные и радиоцентры, а также редакции крупнейших газет. В четыре часа утра ими было захвачено здание Центрального комитета, где находится кабинет Александра Дубчека. Сопротивления не было и здесь – слишком внезапным оказался удар. На протяжении пяти часов спецназовыцы держали оборону, захватив министров Чехословакии, решивших отказаться от обязательств перед СССР. После этого все они были отправлены в Москву. Уже к исходу дня Чехословакия снова оказалась в советском лагере.
То есть для проведения всей операции понадобились не десятки тысяч бойцов и дни ожесточенных боев, а всего несколько десятков профессионалов и меньше суток для разворачивания их деятельности.
Интересно, что сам Отто Скорцени – известнейший немецкий диверсант, проживавший в то время в Испании, оценил проведение этой операции, сумев подобрать лишь одно слово для описания – «Блестяще!»
Позже спецназовцам пришлось поучаствовать ещё в девятнадцати странах по всему миру – Африка, Азия, Южная Америка. И это лишь та информация, которая на сегодняшний день не является засекреченной. В скольких же странах этим парням в краповых беретах довелось вообще побывать и доказать силу русского оружия и духа?
Иногда бойцам приходилось просто работать инструкторами и советниками в лагерях подготовки солдат. Но нередко они брали и оружие, чтобы помериться силой с легендарными американскими коммандос. Это было во Вьетнаме и Анголе.
Нередко бывало и такое, что наши бойцы вступали в противостояние с американской военной элитой, однако те лишь через многие годы узнали, кому же они проиграли в скоротечном бою, обернувшемся десятками погибших и уничтожением передовых образцов техники.
Один из таких случаев имел место в мае 1968 года. Тогда группе спецназа численностью всего лишь в девять человек выпала сложнейшая задача – напасть на великолепно охраняемый американских аэропорт, предназначавшийся для дислокации вертолетов. Он располагался на территории Камбоджи, на расстоянии 30 километров от вьетнамской границы. Именно с этого аэропорта американские войска перебрасывались во Вьетнам для совершения разведывательно-диверсионных операций. Здесь располагалось около десяти тяжелых транспортных вертолетов и два легких. Однако самыми интересными здесь были четыре вертолета, задачей которых было оказание огневой поддержки, – новейшие «Супер Кобра». На сегодняшний день эти вертолеты являются основной ударной силой морской пехоты США. Однако тогда они были объектами интереса всех спецслужб мира. Они были снабжены новейшими навигационными системами, а также управляемыми реактивными снарядами. Понятно, что и советские специалисты не отказались бы получить подобный образец для изучения.
И был отдан соответствующий приказ парням, девизом которых является фраза «Выше нас только звезды». Девять человек пошли в атаку на великолепно укрепленный аэродром.
Вся операция заняла двадцать пять минут. За это время три новейших вертолета «Супер Кобра» были уничтожены. Четвертый – поднят в воздух и угнан на территорию Вьетнама. Во время боя было уничтожено пятнадцать элитных солдат и офицеров, несших охрану стратегических вертолетов. Среди нападающих погибло три человека. Лишь спустя несколько лет американские спецслужбы узнали, что данная операция была полностью проведена русским спецназом.
И до этого, и после было проведено множество операций, которые были ничуть не менее эффективными и эффектными, чем эта. И далеко не обо всех из них знает широкая общественность.
Поэтому эти парни, которых никто не знает в лицо, но о которых знает весь мир, действительно заслужили право считаться легендами.
И тем более обидно осознавать, что сегодня эти воинские подразделения, не имеющие аналогов во всем мире, полностью уничтожаются собственным правительством. Так, в марте 2009 года была расформирована одна из лучших бригад – бердская бригада спецназа ГРУ. Что ж, политикам виднее. Видимо, они считают, что России не нужны профессионалы, готовые и умеющие воевать за честь и свободу своей страны. Что же принесет нам завтра? Посмотрим…