27.03.2013
Количество показов: 2367
Полигон: взвод зарывался в облака и уходил по перевалу

Утопая в сыпучем грунте, боец упрямо взбирался по отвесной стене обрыва. И хотя «живые» камни то и дело лишали его надежной опоры, на преодоление преграды у парня ушли считанные секунды. Едва он скрылся за выступом террасы, место на веревочных перилах занял очередной спецназовец. И спустя пару минут уже весь взвод находился на небольшом плато.
Несколько секунд на перестроение, и боевые тройки начинают выдвижение в окруженную горами котловину. Нависающие с обеих сторон крутые склоны — сплошь зеленка да массивные валуны — удобное место для засады. Напряжение нарастает: либо опасный участок вот-вот останется позади, либо…
«К бою!» — звучит команда дозорного, и тревожная тишина в мгновение ока взрываеися яростным треском автоматных очередей: спецназовцы поражают появившиеся между камней и кустов мишени.
Выполнение боевой стрельбы на тактическом фоне — это лишь небольшой эпизод в программе горно-полевого выхода армавирского и новочеркасского отрядов специального назначения внутренних войск.
Подобные учения в подготовке подразделений, предназначенных для действий в горах, — завершающий этап, которому предшествуют занятия в пунктах постоянной дислокации отрядов и в войсковом учебном центре. Здесь же, в горах Кабрдино-Балкарии, спецназовцы совершенствуют свои альпинистские навыки. Причем делают это в обстановке, которая нередко бывает даже более сложной, чем при выполнении реальных боевых задач. Многочисленные вводные приходится отрабатывать не только на плановых занятиях, но и во время изнурительных трех- и пятидневных перевальных походов, проходящих на высотах от двух до трех с половиной тысяч метров над уровнем моря и порой в самых неблагоприятных погодных условиях. Но обо всем по порядку.
Большинство занятий проходило в ущелье Адыл-Су и на окрестных перевалах. Район этот выбран не случайно. Здесь простейшие туристические тропы соседствуют с самыми сложными альпинистскими маршрутами, а на площади всего в несколько квадратных километров можно встретить все виды природных зон — от вечных снегов до хвойного леса. Такое разнообразие ландшафта делает это место идеальным для проведения занятий по разной тематике.
Первые две недели горно-полевого выхода были посвящены закреплению имевшихся навыков, а также освоению способов движения по ледникам, снежникам и каменистым осыпям. Одним из самых экзотических занятий стала организация ночевки на льду. Даже это простое на первый взгляд мероприятие на практике оказалось не только хлопотным, но и опасным.
Первым делом следовало правильно выбрать место. Оно должно быть недосягаемо для снежных лавин, камне- и ледопадов, появлению которых весьма способствовали наклонная поверхность ледника Кашкоташ и суточный перепад температур. Опасность представляют как камни, оттаявшие изо льда за день, так и куски породы, отколотые разбухшим льдом ночью.
Главной напастью, серьезно осложняющей жизнь, стали сильный ветер и идущий от ледника холод. Справиться со всепроникающей стужей в этом гигантском естественном холодильнике можно было, лишь «утеплив» палатку — для своего временного брезентового дома спецназовцы выкладывали каменный «фундамент» и защищали ветрозащитным бруствером.
Завершался первый этап горно-полевого выхода восхождением в составе штатных подразделений на вершину высотой 3754 метра.
В следующие дни большинство занятий проходило на фоне постоянно изменяющейся тактической обстановки. Все перевальные переходы в обязательном порядке включали в себя скрытное выдвижение к месту выполнения задач, ведение разведки, устройство засад и поиск баз боевиков, досмотр заброшенных селений, движение по ледникам и снежникам, переправы через горные реки. Овладение перевалами спецназ проводил как в ходе классического подъема снизу вверх, так и действуя со стороны выше расположенных вершин.
Работать во время решения учебных задач приходилось очень серьезно. Вес носимого снаряжения вместе с оружием у каждого бойца составлял не менее тридцати пяти килограмм. Добавьте сюда крутизну подъемов, сложность рельефа, длительность переходов, недостаток кислорода и отсутствие полноценного отдыха до самого возвращения на базу…
Выдвижение в исходный район началось на автомобилях через два часа после полуночи. Сорок минут езды, затем спешивание и — затяжной монотонный подъем по узким тропам ущелья Эрикчат. Ночь выдалась темная, хоть глаз коли, оступиться и сорваться с обрыва проще простого. Но даже на самых опасных участках спецназовцы страхуют друг друга, не включая фонариков: абсолютная скрытность — главное условие движения.
За два часа поднялись на пять сотен метров. Короткий отдых, и с первыми лучами солнца — опять вперед. Начался поиск базы боевиков в лесу. Зимой здесь сходили лавины, поэтому работать спецназу приходится в сплошном буреломе. Встречаются и каменистые развалы, так что поисковые группы вынуждены постоянно перестраивать боевой порядок.
Несколько часов кряду бойцы скрупулезно прочесывают зеленку, пока не обнаруживают едва уловимые признаки близкого нахождения бандитского логова. Боевики устроились на плато, вблизи которого нет даже подобия троп. А вычислили подходы к их обиталищу по едва заметным следам от веревки, оставленным на камнях. Дальнейшие действия — окружение, наблюдение и «уничтожение» бандитов — были уже хорошо знакомы бойцам обоих отрядов, поскольку не раз выполнялись в боевых командировках…
Всю вторую половину дня занял переход вверх по ущелью Ирик к месту устройства засады. Внезапные вводные на сей раз спецназовцам подбрасывали не только руководители занятий, но и сама природа. Едва бойцы тронулись в путь, как пошел проливной дождь. Во многих местах тропы, намеченные для движения, были размыты потоками воды, и поиск новых маршрутов стал жизненно важным дополнением к учебному плану.
Ливень продолжался до четырех утра. Но, несмотря на это обстоятельство, обе группы провели ночь в засаде и после короткого отдыха двинулись на штурм перевала Ассоль.
Взобраться на него было лишь половиной дела. Опытные альпинисты не зря считают вершину покоренной не тогда, когда достигнута ее верхняя точка, а лишь когда все вернулись в базовый лагерь, справедливо полагая, что спуск иногда таит больше опасностей, чем подъем.
В перевальных походах спецназа дело осложняется еще и тем, что здесь нет обратной дороги — двигаться все время приходится только вперед, и все время по новому пути. В этот раз большая часть маршрута проходила по леднику Чат. Угол наклона его поверхности превышал тридцать градусов, структура льда и снега постоянно менялась. Если в начале пути бойцы передвигались по скользящей поверхности при помощи кошек, то ближе к подножию протаптывали дорогу, утопая буквально по пояс в снегу.
Постоянно пребывать в боевом напряжении спецназовцев вынуждали не только темы, но и место проведения занятий: время от времени спецоперации проходят и в этом районе, поэтому вероятность, что отработка учебных вопросов может смениться выполнением задач боевых, сохранялась. И потому логичным завершением перехода стала боевая стрельба взводов, с описания которой и начинался этот рассказ.
|
|
Количество показов: 2367
Смотрите так же на Спецназ.орг:
- Боевые пловцы отряда специального назначения Тихоокеанского флота
- Анатолий Лебедь - История настоящего героя
- Как работают русские снайперы
- «Ястреб» – авиационный спецназ
- Эльбрусская закалка горного спецназа