27.03.2013
Количество показов: 2362
Профессионалы: Кузбасская история

Кузбасский ОМОН
В начале 90-х годов ХХ века в жизни страны происходили серьезные изменения. Вместе с этим — переустройство общественной жизни и разгул преступности. Железные двери, забранные решетками окна, и не только на первых этажах домов, стали обыденностью тех дней. Строевые подразделения милиции с трудом справлялись с таким валом работы. 30 октября 1992 года был подписан приказ об образовании в Кузбассе отряда милиции особого назначения с дислокацией в г. Кемерово. Позже были созданы ОМОНы в Новокузнецке и Прокопьевске.
Первым командиром кемеровского ОМОНа был назначен полковник милиции Петров Геннадий Васильевич. В отряд принимались только хорошо подготовленные сотрудники, имеющие опыт работы в милиции. Такие служат здесь и сейчас. Ежедневно в распорядке сотрудников боевая и физическая подготовка, изучение тактики, инженерная и медицинская подготовка и многое другое. Есть в отряде люди, прошедшие путь от рядового до полковника, от бойца до сотрудника штаба. Для всех служба в ОМОНе — это призвание. Частые вызовы, подъемы по тревоге, «плавающие» выходные, рабочие праздники, а кроме того, полугодовые отлучки из дома во время командировок на Северный Кавказ — это способно разрушить любую семейную жизнь. Поэтому главным домом, семьей для бойцов зачастую становился отряд.
Это боевое братство стало складываться еще в Чечне, во время выполнения боевых задач.
Одна из операций проводилась в селении Гехи-Чу.
Лето 1996 года в Чечне выдалось особенно знойным. Несмотря на утренний час, солнце пекло так, как будто решило заживо спалить всю эту местность вместе с селом, воюющими людьми и бойцами. Казалось, что сама природа решила добавить жару, чтобы избавить наконец себя от той бесконечной бойни, которую породили злые люди.
Бойцы ждали: после двух дней зачисток и многих потерь из села Гехи должны были выйти люди. Во избежание дальнейших ненужных жертв. Какие это будут люди, известно: прошлым летом в этом селе создали отряд самообороны, человек сорок. Оказалось, что все они — дудаевцы. И все в Гехах прекрасно знали, что в здании детского сада, рядом с больницей, до самого последнего времени располагались боевики. Наверное, рассчитывали в случае чего прикрываться больными, как недавно в Буденновске.

Из записей зам. командира кемеровского ОМОНа подполковника Морозова В. И.:
«9 июля 1996 года наш отряд совместно с СОБРом, тоже кузбасским, и войсковиками, которым были приданы и чеченцы — грозненский ОМОН, пошли на «проверку паспортного режима» в село Гехи-Чу. Какая там к черту проверка паспортов, когда в селе стоял отряд боевиков численностью около 200 человек под командованием полевого командира Доку Махаева. Но на операцию все же пошли, не проведя, видимо, квалифицированной разведки, полагаясь, как всегда, на русский «авось». Да, если бы знать, чем эта «проверка паспортного режима» обернется для наших парней.
Надо же было БТРу, на котором были наши, нарваться на штаб самого Доку Махаева. Они первые и пострадали. Одного бойца убило сразу. Это Стас Амелин. Парню было всего 20 лет. Высокий, здоровый, симпатичный парень.
В ОМОН пришел только в январе 1996 года, сразу после службы в ВДВ. Вот ведь как судьба оборачивается. Он с ноября 1994 года по март 1995 года был в Чечне. Воевал, участвовал в штурме дворца Дудаева, был ранен. Награжден орденом Мужества. А тут в первый же час операции был убит. Несколько наших бойцов было ранено. Один офицер, майор Игорь Вуколов, при падении с БТРа получил ушиб позвоночника. И никто тогда не знал, что он через месяц умрет в госпитале в Москве. Ранены бойцы отряда Зубатых, Овчаров, у Колганова вся нога была нашпигована осколками… Наши были вынуждены с боем отойти из поселка и встать на блокпостах. А поселок начала долбить авиация — вертолеты.
Село со всех сторон блокировано войсками. Оставили один выход, одну дорогу, которую прикрывали сотрудники милиции. Вместе с кемеровским ОМОНом стоял отряд нашего же СОБРа, чтобы досматривать выходящих граждан. Все другие выходы из села были перекрыты, и в случае чего военные открывали огонь на поражение.
Все утро 11 июля прошло в ожидании. Пост поставили недалеко от кладбища поселка Гехи, на выезде из села. Бойцы залегли в укрытии, в готовности дать отпор на случай прорыва бандитов. Развязки ждали уже не первый день. И вот сейчас тишина нависла вокруг такая, что слышно было лишь треск раций, по которым изредка шли отрывистые переговоры. Казалось, что даже воздух вокруг физически уплотнился.
Ближе к полудню, из села потянулись колонна людей и одиночные машины. Жители спешили покинуть село. Люди шли спокойно, женщины, дети. Водители автомобилей выглядели доброжелательно. Видно, что оружия у них не было. Напряжение немного спало. И вот из села потянулась небольшая колонна. Она должна остановиться на нашем блокпосту для проверки.
Внезапно четыре автомашины — два УАЗа, «Нива» и автобус «пазик» — под прикрытием мирных жителей попытались вырваться из окружения, открыв огонь. На блокпосту завязался бой. Андрей Пидкоша, боец нашего отряда, получил проникающее ранение в живот. Боевики не щадили никого. Очевидно было, что они стремились вырваться любой ценой.
Прорвавшись через блокпост, машины стали набирать скорость: ведь самое опасное, по их мнению, было позади! Наши ребята мгновенно запрыгнули на БТР, начав преследование. По уходящим машинам был открыт огонь на поражение из всех видов имеющегося стрелкового оружия. «Нива» сразу загорелась, коптящее пламя ярким факелом взмыло ввысь.
Пятерых боевиков бойцы уничтожили. Когда открыли дверь одного из УАЗов — оттуда вывалился невысокого роста чернобородый мужик. В нем опознали Махаева, командующего юго-западным «фронтом». Его-то в Гехах все знали и боялись. Теперь уже этого страха не будет.
Операция была сложная. Ни до, ни после в отряде не было столько погибших и раненых.
А ребята, участвовавшие в этой операции, и сейчас вспоминают этот бой».
Лейтенант И. Данилин:
«После ранения мы сразу вертолетом отправили Андрея Пидкошу в госпиталь. Когда все кончилось, поехали искать его. Ни в одном из госпиталей его не нашли. Не было его и среди живых. И только спустя две недели мы нашли Андрея в Ханкале, в цинковом гробу, под чужой фамилией. Что это он, смогли узнать только по нагрудному жетону… В госпитале нам сказали, что младший сержант Андрей Пидкоша умер еще в вертолете…».

Спустя месяц погиб от ран и Игорь Вуколов. Накануне, 9 июля, при проверке паспортного режима и изъятии незаконно хранящегося оружия в Гехи-Чу он возглавлял группу, действовавшую на одном из ключевых участков. На улице Гагарина группа попала под обстрел. Майор Вуколов руководил группой и огнем из ручного пулемета уничтожил противника, но получил тяжелую травму и потерял возможность двигаться. Награжден (посмертно) орденом Мужества.
С тех пор еще много было командировок в горячие точки, которые тоже, к сожалению, не обошлись без потерь. Но эти первые, боевые, чеченские оставили свой след в памяти всех бойцов отряда.
Каждый год 25 февраля в отряде проходит День памяти. В этот день в 1995 году в населенном пункте Алды подорвались при проведении операции 22 кузбасских омоновца… Этот день — как дань памяти всем павшим героям. На многих война оставила свой след: более 70 сотрудников отряда получили ранения различной степени тяжести.Большая часть омоновцев — ветераны боевых действий.За все время существования отряда около 400 бойцов и офицеров были награждены орденами и медалями, Амелину Стасу присвоено звание «Герой России» (посмертно).
С 2003 года отряд возглавляет полковник полиции Ковязин Сергей Алексеевич. Это кадровый офицер, окончил Орджоникидзевское высшее военно-командное Краснознаменное училище им. С. М. Кирова МВД СССР.
За 20 лет отряд прошел большой путь. Милиция ушла в прошлое. Изменилось название — стали мобильными. Неоднократно пройдены Чечня, Ингушетия, Дагестан. Задержание опасных преступников, силовое прикрытие специальных операций — повседневная работа отряда, и всюду, где это доказывая на деле, что подразделение достойно своего названия особое.
|
|
Количество показов: 2362
Смотрите так же на Спецназ.орг:
- Боевые пловцы отряда специального назначения Тихоокеанского флота
- Анатолий Лебедь - История настоящего героя
- Как работают русские снайперы
- «Ястреб» – авиационный спецназ
- Эльбрусская закалка горного спецназа