На недавнем заседании Генерального Штаба было принято положительное решение по поводу того, чтобы на вооружении армии оставить штык-нож. Вопросы о том, чтобы списать этот вид холодного оружия стали рассматриваться после того, американское оборонное ведомство приняло эпохальное решение отказаться от использования штыка-ножа.
По поводу идеи оставить штык-нож в «строю» высказывались многие и действующие военные и находящиеся в запасе или на заслуженном отдыхе. Кто-то заявлял, что штык-нож – это по-настоящему грозное оружие, которое всегда может спасти бойца, даже если закончились патроны. Кроме того, штык-нож, по словам его сторонников, незаменим в ближнем бою, даже тогда, когда противник экипирован бронежилетом. Штык-нож может запросто найти места, которые не являются защищенными: шея, руки и ноги бойца. Приверженцы идеи того, чтобы даже новый автомат, который придет на смену величайшему творению оружейной мысли – автомату АК-74, оснастить штыком-ножом, напоминают, что у этого холодного оружия есть еще и ножны, в сочетании с которыми оно может превратиться и в кусачки, и в пилу, и в молоток. С помощью штыка ножа еще и спички поджигать можно! А как легко с его помощью открывается банка тушенки на привале…
Однако в нашей стране немало и противник идеи о продлении срока службы штыка-ножа. Эти люди заявляют, что в современном бою, где на первое место выходят цифровые технологии, использование прогрессивных средств ведения боя и прочие технические новинки. В этой ситуации штык-нож становится более похожим на некий оберег времен прошлого века, который вряд ли будет способен оказать реальную практическую помощь.
В общем, как это бывает обычно, решение принято на самом высоком уровне, а у этого решения есть и подводные камни.
Конечно, штык-нож можно назвать настоящим символов армии последних лет, своего рода артефактом, к которому каждый уважающий себя боец относился и относится с настоящим пиитетом. Однако не нужно забывать, что время имеет способность бежать, а вместе со временем меняется и человек, его жизнедеятельность, взгляды на мир, способы защитить себя.
В ситуации со спорами по поводу штыка-ножа можно сказать, что он стал заложником своего времени. Если пытаться даже самые близкие сердцу образцы вооружений «переносить» из одной эпохи в другую, то на полях сражений российская армия до сих пор должна передвигаться исключительно конными и пешими строями.
Однако решение в России по поводу перевооружения, как часто бывает, принято несколько половинчатое: АК-74, у нас, говорят, слишком много, и их использовать мы не будем, а вот штыки-ножи оставим - пригодятся. Логика, как минимум, престранная!
По поводу того, оставлять или не оставлять штык-нож споры шли и за океаном. Американцы решили, что их солдатам штыки-ножи не пригодятся и снабдили огнестрельное орудие дополнительным скорострельным пятизарядным подствольником. Но и про рукопашную американских бойцов учат не забывать. С весны этого года, после того как от штыка-ножа, военнослужащим США пришлось отказаться, солдат обучают ведению ближнего боя с помощью всего того, что есть под рукой: камней, палок и прочего.
Однако морские пехотинцы не изъявили желания отказываться от штыка, хотя и они применяли этот вид холодного оружия в последний раз в американо-вьетнамской войне. Представители командования силами морской пехоты заявляют, что умение обращаться со штыком может пригодиться солдатам и в нынешний войнах – в том же Афганистане.
В новой американской военной истории есть случаи, когда за умелое использование штыка капитан Миллетт был награжден Медалью почета за уничтожение огневой точки противника на высоте 180.
Нужно напомнить, что штык-нож для АК-74 (изделие «6х5») применялся в российской армии в течение последних 22-х лет. За это время успела появиться его новая модификация для автомата Никонова (штык-нож с горизонтальным креплением к стволу АН-94). Российские бойцы продолжают проходить обучение рукопашному бою с применением штыка-ножа и приклада автомата. Для общефизической подготовки это неплохо. Но вот нужен ли штык-нож во всех без исключения армейских подразделениях сегодня – вопрос открытый.